Свердловскую вспышку язвы разгадали в США

Биологи «прочли» геном сибирской язвы, ставшей причиной эпидемии в СССР

Американские ученые расшифровали геном штамма сибирской язвы, вспышка которой произошла в 1979 году в Свердловске. В штамме не нашли ничего необычного, но исследование окажется полезным, если до сибирской язвы доберутся биотеррористы.

В апреле 1979 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) произошла вспышка сибирской язвы. Официальные источники сообщают о гибели 64 человек, исследователи и журналисты говорят, что их было около сотни.

Доктор химических наук Лев Федоров в своих подсчетах дошел до еще большего числа: «Военные биологи тогда «потеряли» сибирскую язву, и облако ушло на город — погибли много людей: по официальным данным, 64 человека, по моим — порядка 500! Ветер тогда дул в конкретном направлении: на пути были зоны для заключенных, новый керамический завод с хорошей воздухозаборной системой, попались и те, кто утром шел на работу».

По официальной версии, эпидемию вызвало употребление в пищу мяса зараженного скота, но многие исследователи и непосредственные участники событий убеждены,

что начало эпидемии положил выброс в атмосферу спор сибирской язвы из биологической лаборатории военного городка Свердловск-19, входившего в засекреченное научно-производственное объединение «Биопрепарат».

Оно занималось разработкой биологического оружия и имело дело с сибирской язвой, оспой, чумой, лихорадкой Эбола и другими опасными заболеваниями.

Микробиолог Канатжан Алибеков, который в те годы занимал пост первого заместителя начальника главного управления «Биопрепарата» и руководил программами по разработке биологического оружия и биозащиты, после развала СССР утверждал, что эпидемию спровоцировала утечка спор из-за отсутствующего фильтра. По словам Алибекова, работник лаборатории Николай Чернышев снял фильтр, когда производство спор было приостановлено, но не оставил соответствующей записи в журнале. Начальник следующей смены снова запустил производство, а отсутствие фильтра заметил только через несколько часов.

В пользу версии о выбросе говорят несколько фактов. Во-первых, большинство зараженных умерло от редкой легочной формы сибирской язвы, для которой характерно попадать в организм через дыхательные пути, а не с пищей. Во-вторых, все погибшие жили и работали в узком секторе, направленном к юго — юго-востоку от Свердловска-19. 2 апреля было зафиксировано направление ветра в эту сторону, примерно в это же время расположенный к югу от Свердловска-19 военный городок №32 перешел на казарменное положение. Перед началом эпидемии, 4 апреля, в военный городок приехал эпидемиолог и главный государственный санитарный врач СССР Петр Бургасов, который ранее работал в Свердловске-19.

В те годы Свердловский областной комитет возглавлял будущий президент Российской Федерации Борис Ельцин. В мемуарах «Исповедь на заданную тему» он также называет вспышку сибирской язвы «утечкой с секретного военного завода». В 1992 году он открыто заявил о факте утечки в интервью: «Когда случилась вспышка сибирской язвы, в официальном заключении говорилось, что это какая-то собака привезла». А автор его биографии Тимоти Колтон писал, что, когда началась эпидемия, Ельцин «был настолько разъярен отказом от сотрудничества [со стороны военных], что примчался к военному городку №19 и потребовал, чтобы его впустили».

Почти 40 лет спустя исследователям из Университета Северной Аризоны в США под руководством генетика Пола Кеима удалось секвенировать геном той самой бактерии, которая вызвала вспышку 1979 года. Их исследование опубликовано в журнале mBio.

Они взяли образцы бактерии из хранившихся в формальдегиде фрагментов тканей пострадавших. ДНК частично разрушилась от времени и воздействия формальдегида, но ученые смогли ее реконструировать. На филогенетическом дереве, структуре, отражающей эволюционные взаимосвязи между различными видами, имеющими общего предка, штамм оказался ближе всего к СТИ-1 — штамму, который используется в вакцине против сибирской язвы. Между ними оказалось лишь несколько генетических различий.

При этом свидетельств генной инженерии или бактериальной селекции ученые не нашли.

Результаты также предполагают, что советским исследователям не удалось сделать этот штамм сибирской язвы более убийственным, чем исходный. Либо штамм СТИ-1 был и так достаточно грозным, так что ученым не пришлось изменять его, чтобы повысить вирулентность. Хотя это был единственный штамм, вырвавшийся из лаборатории Свердловска-19, неизвестно, сколько еще их там находилось.

Исследование может оказаться полезным, если до сибирской язвы доберутся биотеррористы. «Оно обеспечило нас молекулярным отпечатком, — сообщает Рональд Груноу, эксперт по сибирской язве из Института Роберта Коха в Берлине. — Если штамм когда-нибудь появится снова, мы сможем сказать, что это тот штамм, который вырабатывали в огромных количествах в Свердловске».

Биотеррористы уже использовали споры сибирской язвы для массового заражения людей. В 1993 году члены японской секты «Аум Синрикё» (организация запрещена в России) распылили их со здания в Токио. К счастью, они случайно использовали безвредный для человека штамм. А в 2001 году два сенатора Демократической партии США и сотрудники нескольких СМИ получили письма со спорами сибирской язвы. Оказались инфицированы 22 человека, умерли пятеро.