Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Распутин — самозванец и известный развратник»

100 лет со дня гибели Григория Распутина

Григорий Распутин был знаковой фигурой при дворе императора, имел огромное влияние на императорскую семью и славился своей любвеобильностью. Как воспринимали его современники, чем была недовольна церковь и как погиб Распутин — в материале «Газеты.Ru».

Григорий Распутин был родом из простой крестьянской семьи из Тобольской губернии. Дата его рождения доподлинно не известна — по разным данным, он появился на свет между 1864 и 1872 годами. В молодые годы он обратился к религии — совершил паломничество в Верхотурский монастырь в Свердловской области, побывал в Греции на горе Афон, в Иерусалиме. За время странствий он завязал знакомства со многими монахами и представителями духовенства, в том числе с представителями Санкт-Петербургской духовной академии.

К 1904 году в глазах светского общества Распутин превратился в религиозную знаменитость. К нему проявил интерес император Николай II, удостоив «божьего человека» личной встречи. Со временем Распутин приобрел влияние на императорскую семью благодаря тому, что помогал единственному сыну императора, цесаревичу Алексею, бороться с гемофилией — неизлечимой наследственной болезнью, при которой нарушен процесс свертывания крови.

Арон Симанович, мемуарист, прославившийся как личный секретарь Распутина, писал в книге «Распутин и евреи. Воспоминания личного секретаря Григория Распутина»: «С первой же встречи с царевичем он отнесся к больному мальчику с особенной предупредительностью.

Он владел даром влиять на людей успокаивающим образом.

Его спокойствие и уверенное обращение сильно влияли на людей. Его особенное искусство воздействовать на больных сразу поставило его в надлежащее положение у кровати страдающего мальчика».

Для остановки кровотечений Распутин использовал народные средства — например, разваренную кору дуба, однако в глазах императорской четы это выглядело чудом. Как отмечает Симанович, Распутин сумел внушить царю, что болезнь наследника опасна для него только до восемнадцатилетнего возраста и что после этого срока он совершенно избавится от болезни.

Представители церкви относились к Распутину настороженно.

По мнению священников, он был представителем хлыстов — русской секты, возникшей, по разным данным, под влиянием западноевропейских мистических сект, манихейства (переосмысление Библии с примесью заимствований из буддизма и зороастризма), славянского язычества или старообрядчества.

Хлысты отрицают церковную обрядность, священные книги и священников, придерживаются строгого аскетизма, практикуют пищевое и половое воздержание. Последнее, впрочем, не очень согласовывалось с доносом от одного из священников, что к Распутину приезжают женщины и об их «страстях, от которых он избавляет их… в бане». Однако проведенное Православной церковью расследование не выявило никаких признаков «хлыстовщины».

Не увенчалось успехом и второе расследование, проведенное в 1912 году. По его результатам Распутин был назван

«христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой».

Официальных обвинений над ним больше не тяготело. Тем не менее не верящих в благочестивость Распутина хватало. К 1912 году о нем вышло несколько статей, где говорилось о «мистическом распутстве», а сам Распутин назывался «духовным гастролером». А знакомый Распутина, бывший монах Илиодор, распространял письма скандального содержания, написанные Распутину якобы императрицей Александрой Федоровной и княжнами. Сейчас большинство исследователей считают их поддельными. Кроме того, в 1917 году Илиодор опубликовал книгу о Распутине «Святой Черт».

Во время церковных расследований Илиодор отзывался о Распутине следующим образом:

«Распутин — самозванец и известный развратник.

Используя свою власть над женщинами, он соблазнил несчетное их количество. Одна из его несчастных жертв пришла ко мне за помощью и рассказала, что обвиняемый ее загипнотизировал и она была не в силах ему сопротивляться. А потом это обезумевшее создание попыталось соблазнить меня. Конечно, я отправил ее в лечебницу для душевнобольных, но боюсь, что разум покинул ее навсегда».

Почитательниц у Распутина действительно было много. Как вспоминает Симанович, часть их верила в его сверхъестественные силы и божественное предназначение, часть просто отдавала дань моде, ухаживая за ним, или старалась добиться с его помощью каких-то преимуществ. Сам Распутин упоминал, что

многие высокопоставленные лица прямо вешали ему на шею своих жен и любовниц, чтобы таким образом добиться для себя некой выгоды.

Влияние Распутина на императорскую семью превратило его в божество. По одному его слову чиновники получали высокие ордена. Назначения, для которых была необходима долголетняя служба, Распутиным проводились в несколько часов. «Не нужно было особых знаний или талантов, чтобы при его помощи сделать самую блестящую карьеру. Для этого было достаточно прихоти Распутина, — пишет Симанович. — Ни один царский фаворит никогда в России не достигал такой власти, как он».

При этом Распутин в открытую выражал свою неприязнь к дворянству. Он называл дворян собаками и заявлял, что «в жилах любого дворянина не течет ни капли русской крови». За столом он грязными руками делил куски пищи между своими поклонницами. А когда по праздникам его навещали почитательницы и поздравляли, обнимая его сапоги, он особенно обильно смазывал обувь дегтем,

«чтобы валяющиеся у его ног элегантные дамы побольше бы испачкали свои шелковые платья».

По рассказам того же Симановича, для кутежей Распутина был построен отдельный дом, который посещали любовницы князей, министров, финансистов. Сами министры приглашениями Распутина тоже не гнушались.

К 1914 году претензии общественности к Распутину оформились в полноценный заговор, который возглавили внук императора Николая I князь Николай Младший и политический деятель Михаил Родзянко. В июле на Распутина было совершено покушение — на него с ножом набросилась последовательница Илиодора Хиония Гусева. Распутин выжил, но провел в больнице несколько месяцев.

Следствие продолжалось около года, по его итогам Гусеву признали душевнобольной и поместили в психиатрическую лечебницу. Как гласят выписки из ее истории болезни, «Хиония Гусева была набожная, на религиозной почве начала проявлять признаки ненормального состояния. Однажды утверждала, что Илиодор приедет в дом Толмачевой на паре лошадей, запряженных в автомобиль. Зажгла в доме все лампадки, а затем ночью будила Толмачеву и Пуцкину встречать Илиодора. В другой раз выгоняла из дому Марию Завороткову, говоря, что в последнюю вселился бес». Нападение на Распутина она совершила потому, что

«Илиодор стал называть его лжепророком, развратником. Все это сильно действовало на испытуемую.

Ей стало казаться, что неправда царит на земле, она перестала ходить в церковь, поститься, молиться. Однажды после прочитанной газетной статьи о Распутине она решила отомстить за Илиодора, вообще за всех обманываемых и обесчещенных».

Сам Илиодор в книге «Святой Черт» пишет: «Она часто прерывала мои речи и горячо-горячо говорила: «Дорогой батюшка! Да Гришка-то настоящий дьявол. Я его заколю, как пророк Илья, по велению Божию, заколол 450 ложных пророков Вааловых! А Распутин еще хуже их».

Смерть настигла Распутина в ночь на 30 декабря 1916 года.

В список заговорщиков вошли князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович, политический деятель Владимир Пуришкевич и офицер британской разведки Освальд Рейнер. Убийство произошло во дворце Юсуповых на Мойке. Версии случившегося в показаниях участников расходятся и не согласуются с показаниями следствия. Так, например, все участники убийства утверждали, что Распутин получил пулю в сердце, но судмедэксперты не обнаружили ранения. Зато Распутин был ранен в печень, после чего вряд ли прожил бы и 20 минут, но по рассказам убийц, он полчаса-час бежал от них по улице.

Убийцы начали с того, что угостили Распутина отравленными цианистым калием вином и пирожками. Однако яд не подействовал — Распутин выпил несколько рюмок, а затем попросил чаю и предложил поехать к цыганам.

«Мне показалось, что ему известно, зачем я его привел сюда и что намерен с ним сделать. Между нами шла как будто молчаливая, глухая борьба»,

— писал Юсупов в книге «Конец Распутина».

Далее, по словам Юсупова, он посовещался с другими участниками заговора, и они решили было задушить Распутина, но выстрел из револьвера показался им более надежным. Юсупов выстрелил ему в спину.

«Мы верили, что Россия спасена,

— вспоминал Юсупов, — и что с исчезновением Распутина для нее открывается новая эра, верили, что мы всюду найдем поддержку и что люди, близко стоящие к власти, освободившись от этого проходимца, дружно объединятся и будут энергично работать».

Распутин некоторое время не подавал признаков жизни. Его тело было неподвижно, пульс не прощупывался. Однако когда Юсупов собирался было уже отойти от убитого, его веки дрогнули, а затем он распахнул глаза, вскочил на ноги и вцепился в плечо Юсупова, пытаясь ухватить того за горло. На крики вырывающегося Юсупова прибежали остальные заговорщики и принялись стрелять в Распутина. Ему, по рассказам убийц, удалось выбраться из дома, и только при попытке перелезть через стену сада они поймали Распутина, связали, отвезли к Неве и сбросили в полынью, под лед.

Скрыть следы преступления заговорщикам не удалось.

На следующий день прохожие обратили внимание на капли крови на мосту, водолазы выловили тело Распутина. Члены его семьи были в курсе, что тот ушел в гости к Юсупову, а в доме, где произошло убийство, следователи обнаружили следы крови.

По заключению судмедэксперта, Распутин погиб от кровотечения, наступившего после ранения в живот. Он умер еще до того, как его сбросили в воду. Яда в желудке обнаружено не было.

Позднее доктор, который должен был положить в пирожки цианид, признался, что вместо него добавил аспирин.

Распутина похоронили в Царском Селе — не рискнули переправлять тело через полстраны в родной город. Долго в земле оно не пролежало. В марте 1917 года, после окончания Февральской революции, его сожгли в топке парового котла Политехнического института.

В 1990-х годах некоторые православные круги предлагали канонизировать Распутина как святого мученика,

но Синодальная комиссия Русской православной церкви по канонизации святых отвергла эту идею.

Образ Распутина широко растиражирован в литературе, театре и кинематографе, ему посвящены как документальные, так и художественные произведения. Фильмы о нем снимались вплоть до наших дней, последним стал 8-серийный отечественный «Григорий Р.».

Кроме того, Распутину посвящено несколько песен, в том числе и зарубежных. Наиболее популярна песня группы Boney M «Rasputin», где его называют «величайшей машиной любви в России» и «любовником русской царицы». Также его именем названы клубы, отели, магазины, напитки и журналы по всему миру.

Загрузка