Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Наша задача – показать возможности самоопределения»

В «Сколково» началась зимняя школа для победителей программы «УМНИК»

Что ждет участников зимней школы «Навигатор инноватора», почему молодым ученым не удается коммерциализировать свои проекты и как коммерциализации помогают Фонд «Сколково» и Фонд содействия инновациям, рассказывает «Газета.Ru».

С 29 января по 4 февраля в Инновационном центре «Сколково» проходит зимняя школа Открытого университета Сколково (ОтУС) «Навигатор инноватора». В этом году в ней участвуют 140 победителей и финалистов программы «УМНИК-2016» Фонда содействия инновациям — молодые инноваторы от 18 до 30 лет, сумма гранта в программе составляет 500 тысяч рублей. По словам организаторов, основная цель школы — сформировать у участников навыки и компетенции, необходимые для коммерциализации своих разработок и результатов исследовательской деятельности. Участники школы прошли отбор еще осенью прошлого года по направлениям информационные технологии, медицина будущего, современные материалы и технологии их создания, новые приборы и аппаратные комплексы, биотехнологии.

Открыл зимнюю школу руководитель группы программы «УМНИК» Фонда содействия инновациям Антон Сорокин. Он отметил, что одной из задач зимней школы является переход участников на «Старт» – программу Фонда по поддержке стартапов на ранних стадиях инновационной деятельности с финансированием до пяти миллионов рублей (на два этапа). «Зимняя школа для УМНИКов – это удачный формат совместной работы Фонда содействия инновациям с Открытым университетом Сколково. «УМНИК» – это программа Фонда для поддержки молодых исследователей. По новому положению УМНИКи обязаны проходить акселерационную программу. Ранее только около 6% из них переходили на следующую ступень – программу «Старт».

Мы обнаружили, что часто причина, почему ребята не готовы идти дальше, состоит в нехватке знаний в области коммерциализации научных разработок.

Подобные школы помогают им лучше в этом разобраться», – рассказал «Газете.Ru» Антон Сорокин.

Исполнительный директор Открытого университета Сколково Андрей Егоров рассказал собравшимся о том, как устроен Инновационный центр. По его словам, бренд «Сколково» окружен множеством мифов, которые предстоит развенчать в рамках недельной программы зимней школы. «Мы проводим уже десятую сезонную школу Открытого университета Сколково и каждый раз задаем новую тематику и отбираем под нее определенный тип участников», – сообщил Егоров. По его словам, школа 2017 года, с одной стороны, уникальна тем, что она была спроектирована конкретно под финалистов и победителей программы «УМНИК». «Сначала участники прошли конкурсный отбор по программе «УМНИК», затем мы делали еще один конкурс для отбора на зимнюю школу. С одной стороны, наша задача – показать участникам все возможности инновационной экосистемы России, не только Фонда «Сколково», но и других институтов развития. С другой стороны, мы хотели продемонстрировать им все шаги, которые предстоит пройти в будущем при реализации проектов. Победа в программе «УМНИК» – это только первый шаг. А мы покажем, какие шаги нужно пройти дальше, от определения своего продукта, преимуществ и оценки рынка, до построения бизнес-моделей, создания команды и обеспечения проекта ресурсами», — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» Андрей Егоров. Он подчеркнул, что за неделю школы организаторы не ждут от участников готовых проектов.

«Школа скорее учебная, мы будем тренироваться на учебных проектах, но когда школа закончится, нужно, чтобы участники вышли с четким пониманием, что им нужно делать по развитию своего проекта: куда обращаться, кто может помочь, кто станет партнерами», – пояснил Егоров.

Другой важный аспект школы состоит в том, чтобы помочь участникам с самоопределением. «Они решат, хотят ли вообще этим (технологическим предпринимательством – Газета.Ru) заниматься. Мы в рамках Фонда «Сколково» показываем, какие есть перспективы развития карьеры. Это может быть не только технологическое предпринимательство, возможно, кто-то решит продолжить свое обучение в Сколтехе и поступит туда в магистратуру или аспирантуру. Они могут найти интересные стартапы и начать работать в уже существующем проекте. И наша задача – показать эти возможности самоопределения», – добавил Егоров.

Третья задача заключается в интеграции участников в единое сообщество. «Каждый из них менее ценен, чем единое сообщество. Мы бы хотели, чтобы они нашли себе друзей, соратников и партнеров в рамках школы. Они все приехали из разных регионов, и если они найдут возможности поддерживать связи, то в этом и заключается сила этого сообщества», – рассказал Егоров.

Андрей Егоров рассказал «Газете.Ru», как проходил отбор участников в зимнюю школу. «Одним из важных аспектов конкурсного отбора была презентация своего проекта, мы просили участников дать резюме проекта, доказать существование той проблемы, которую решает их проект, и поделиться сложностями, которые возникли во время работы над ним. Уровень конкурсных заявок был довольно хорошим, по каждому из направлений программы «УМНИК» (медицина будущего, новые приборы и аппаратные комплексы, информационные технологии, биотехнологии, современные материалы) встретилось много запоминающихся проектов.

Как пример, один из участников занимается созданием устройства для распознавания и озвучивания жестовых данных для общения с глухонемыми людьми.

Стоит отметить, что многие участники стараются работать над социально-значимыми проектами, многие задумываются над вопросами экологии, здоровья человека, безопасности», — поделился Егоров.

За приветственным словом и установкой на работу последовала лекция советника вице-президента Центра стратегических разработок (ЦСР) Дмитрия Санатова. Он рассказал о принятой в начале декабря 2016 года Стратегии научно-технологического развития России. По словам Санатова, ее ключевой особенностью является наличие «больших вызовов» — Стратегия позволит создавать платформы, которые помогут в формировании новых рынков и обеспечит переход на управление по «большим вызовам».

Санатов рассказал о том, что рост производительности в развитых странах существенно тормозится с 1970-х годов, и ожидание роста производительности связывается с радикально инновационными продуктами и технологиями.

Ряд стран уже реализует целый пакет больших госпрограмм, которые рассчитаны на запуск новой промышленной революции и «отрыв навсегда» от своих конкурентов, и для России задача продуктивного включения в новую промышленную революцию становится одной из главных на период до 2035 года. В организационном плане ставка должна быть сделана на гибкие и самоуправляемые структуры – консорциумы и платформы. «Ее (Стратегии научно-технологического развития — Газета.Ru) основная задача состоит в том, чтобы переключить науку с процесса на результат», — подвел итог Санатов.

Генеральный директор ЗАО «Центр передачи технологий», cоруководитель рабочей группы AeroNet Сергей Жуков рассказал о том, как устроена Национальная технологическая инициатива, приоритетных рынках НТИ и том, как изменится структура экономики за счет запуска инициативы.

Первый день зимней школы «Навигатора инноватора» закончился лекцией руководителя направления по связям с общественностью МФТИ, исполнительного директор Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки, эксперта проекта «Коммуникационная лаборатория» РВК Елены Брандт. Она рассказала участникам, почему важно налаживать коммуникацию между учеными и обществом, как обстоят дела с научной грамотностью у населения России. «Динамика положительная, россияне все реже ошибаются в базовых вопросах об устройстве мира, вроде того, вращается ли Солнце вокруг Земли или наоборот. Но темы вроде ГМО и антибиотиков по-прежнему непонятны большинству наших соотечественников. А поскольку не последнюю роль в повышении научной грамотности играют медиа, очень важно, чтобы научные организации России — устами и своих ученых, и популяризаторов науки, и научных коммуникаторов, — рассказывали в СМИ о том, чем и зачем они занимаются», — подвела итог Елена Брандт.

Загрузка