Европу накрыло радиоактивным йодом

Радиоактивный йод зафиксирован в семи странах Европы

Выброс радиоактивного йода, впервые зафиксированный у границы с Россией, обнаружен в семи европейских странах. АЭС и фармацевтическое производство — два возможных источника, считают ученые, называя зафиксированные концентрации смешными.

Европейские СМИ продолжают обсуждать новости о радиоактивном йоде, который не так давно стали фиксировать станции наблюдения сразу в нескольких странах. Главный вопрос – что вызвало выброс этого радионуклида и где произошел выброс.

Известно, что впервые превышение йода-131 было зафиксировано в Норвегии, во вторую неделю января. Первой радионуклид зафиксировала исследовательская станция Сванховд на севере Норвегии,

которая расположена всего в нескольких сотнях метров от границы с Россией.

Позднее превышение было поймано на станции в финском городке Рованиеми. В течение последующих двух недель следы изотопа были обнаружены в других районах Европы — Польше, Чехии, Германии, Франции и Испании.

И хотя Норвегия стала первой страной, зафиксировавшей у себя радиоактивный изотоп, Франция первой проинформировала население об этом. «Первоначальные данные говорят о том, что первая фиксация произошла на севере Норвегии во вторую неделю января», — говорится в сообщении французского Института радиационной защиты и ядерной безопасности (IRSN).

Власти Норвегии заявили, что не стали оповещать об открытии из-за низкой концентрации вещества. «Данные в Сванховде были очень, очень низкими. Уровень загрязнения не вызвал обеспокоенности за людей и технику, поэтому мы не признали это достойной новостью», — заявила представитель норвежской службы радиационного контроля Астрид Лиланд. По ее словам, в стране действует сеть из 33 станций слежения, и любой человек сам может проверить данные.

Согласно опубликованным IRSN данным,концентрация йода, измеренная на севере Норвегии с 9 по 16 января, составляла 0,5 микробеккерелей на кубометр (Бк/м3).

Во Франции же показатели колеблются от 01, до 0,31 Бк/м3. Самые высокие показатели были отмечены в Польше – почти 6 Бк/м3. Близость первого места обнаружения йода к российской границе сразу спровоцировала появление слухов о том, что причиной выброса могли стать секретные испытания ядерного оружия в российской Арктике, и возможно в районе Новой Земли, где СССР исторически испытывал различные заряды.

Йод-131 — радионуклид с периодом полураспада 8.04 суток, также называемый радиойодом, бета- и гамма-излучатель. Биологическое действие связано с особенностями функционирования щитовидной железы. Ее гормоны — тироксин и трийодтирояин — имеют в своем составе атомы йода, поэтому в норме щитовидная железа поглощает около половины поступающего в организм йода. Железа не отличает радиоактивные изотопы йода от стабильных, поэтому накопление в щитовидной железе больших количеств йода-131 ведет к радиационному поражению секреторного эпителия и к гипотиреозу — дисфункции щитовидной железы.

Как рассказал «Газете.Ru» источник в обнинском Институте проблем мониторинга (ИПМ) окружающей среды, основных источников загрязнения атмосферы радиоактивным йодом два — атомные электростанции и фармакологическое производство.

«Атомные станции выбрасывают радиоактивный йод. Он является составляющей газоаэрозольного выброса, технологического цикла любой атомной станции», — пояснил эксперт, однако по его словам, при выбросе происходит фильтрация, чтобы большинство короткоживущих изотопов успели распасться.

Известно, что после аварий на Чернобыльской станции и Фукусиме выбросы радиоактивного йода фиксировались специалистами в разных странах мира. Однако после таких аварий в атмосферу выбрасываются и, соответственно, фиксируются и другие радиоактивные изотопы, в том числе цезий.

В России мониторинг содержания радиоактивного йода ведется всего в двух точках — в Курске и Обнинске.
Зафиксированные в Европе выбросы — действительно исчезающе малые концентрации, учитывая существующие предельные показатели, установленные для йода. Так, в России предельная концентрация радиоактивного йода в атмосфере составляет 7,3 Бк/м3

– в миллион раз выше зафиксированного в Польше уровня.

«Эти уровни — детский сад. Это очень небольшие количества. Но если все станции мониторинга в этот период фиксировали концентрации йода в аэрозольной и молекулярной форме, где-то был источник, был выброс», — пояснил эксперт.

Между тем в самом Обнинске находящаяся там станция наблюдения ежемесячно фиксирует наличие йода-131 в атмосфере, это связано с расположенным там источником — НИФХИ имени Карпова. Это предприятие выпускает радиофармпрепараты на основе йода-131, которые используются для диагностики и лечения рака.

К версии, что источником выброса йода-131 было фармацевтическое производство, склоняются и ряд европейских экспертов. «Поскольку был детектирован только йод-131 и никаких других веществ, мы считаем, что он происходит от какой-то фармацевтической компании, производящей радиоактивные препараты», — пояснила Лиланд изданию Motherboard. «Если бы он пришел с реактора, мы фиксировали бы другие элементы в воздухе», — считает Дидье Шампьон, глава одного из подразделений IRSN.

Эксперты вспоминают, что подобная ситуация возникла в 2011 году, когда радиоактивный йод был зафиксирован сразу в нескольких европейских странах. Интересно, что лишь на прошлой неделе ученые опубликовали статью, объяснившую выброс йода 2011 года. Они пришли к выводу, что утечка произошла из-за отказа фильтровальной системы в будапештском институте, производящем изотопы для медицинских целей.