Галактики разлетелись от Эйнштейна

Ученые не могут объяснить быстрый разлет галактик от Млечного Пути

Астрономы не могут объяснить слишком быстрый разлет мелких галактик от Млечного Пути. Их наблюдаемая скорость ставит под вопрос применимость популярной среди ученых стандартной космологической модели.

В относительной близости от нашей галактики Млечный Путь астрономы обнаружили несколько мелких галактик, заставивших их задуматься об известных им законах тяготения. Эти галактики образуют целое кольцо диаметром 10 млн световых лет и разлетаются от нас с такой высокой скоростью, что ученые не могут найти внятного объяснения столь быстрому разлету.

Находя аналогии между обнаруженной структурой и Большим взрывом, ученые уверены, что сформирована она была и получила скорость за счет сближения Млечного Пути и галактики Андромеды в далеком прошлом.

Проблема в одном: ученые не могут понять, почему при таком разлете эти мелкие галактики получили такую высокую скорость.

«Если теория гравитации Эйнштейна верна, наша галактика никогда не могла бы подойти столь близко к Андромеде, чтобы выбросить что-то с подобной скоростью», — пояснил Чжао Хуншэн из Сент-Эндрюсского университета (Шотландия), автор исследования, опубликованного в журнале MNRAS.

Чжао с коллегами изучают движения этого кольца мелких галактик, которые вместе с Млечным Путем и галактикой Андромеды входят в состав так называемой Местной группы, включающей минимум 54 галактики. Нашу спиральную галактику Млечный Путь и соседнюю галактику Андромеды разделяют 2,5 млн световых лет, однако в отличие от большинства известных галактик наша соседка не удаляется от нас, а летит навстречу со скоростью более 400 км/c.

Используя в расчетах Стандартную космологическую модель (так называемая ΛCDM-модель), ученые предполагают, что через 3,75 млрд лет две галактики должны столкнуться, а еще через несколько миллиардов лет это столкновение приведет к сильному разрушению обеих галактик и образованию новой. Но если эти галактики сближаются сейчас, то могли ли они сближаться в прошлом?

В 2013 году команда Чжао предположила, что 7–11 млрд лет назад Млечный Путь и Андромеда уже пролетали мимо друг друга на весьма близком расстоянии.

Это породило в них «цунамиподобные» волны, благодаря которым наружу были выброшены более мелкие галактики, которые и наблюдаются сегодня разлетающимися от нас.

Подобные сближения двух галактик известны астрономам (на иллюстрации к заметке — сближение галактик NGC 5426 and NGC 5427). Однако разлетаются они слишком быстро. «Высокие галактоцентрические радиальные скорости некоторых галактик Местной группы были вызваны действовавшими на них силами, которые наша модель не учитывает», — заключили они в статье. Более того, в общем прошлом Млечного Пути, Андромеды и этих разлетающихся галактик сомневаться не приходится хотя бы потому, что находятся они примерно в одной плоскости, аргументируют ученые.

«Кольцеобразное распределение — очень специфическое. Эти небольшие галактики выглядят как капли дождя, разлетающиеся от вращающегося зонтика, — пояснил соавтор исследования Индранил Баник.

— По моим оценкам, шанс, что случайно распределенные галактики выстроятся подобным образом, составляет 1/640.

Я проследил их происхождение до динамического события, которое произошло, когда Вселенная была в два раза моложе».

ΛCDM-модель — современная стандартная космологическая модель, учитывающая наличие во Вселенной обычной (барионной материи, темной энергии, описываемой в уравнениях Эйнштейна в виде постоянной Λ) и холодной темной материи.

Проблема описанного сценария разлета мелких галактик не только в гипотетическом нарушении модели ΛCDM. Расчеты показывают, что столь тесное сближение Млечного Пути и Андромеды в прошлом должно было привести к их слиянию, чего, как известно, не произошло.

«Столь высокая скорость (разлета галактик) требует в 60 раз большей массы звезд, чем мы наблюдаем сегодня в Млечном Пути и Андромеде. Однако трение, возникшее бы между массивным гало из темной материи в центре галактик и этими звездами, привело бы к их слиянию, а не к разлету на 2,5 млн световых лет, который произошел», — пояснил Баник.

«Наука развивается через вызовы, — считает Марсел Павловски, астрофизик из Калифорнийского университета в Ирвайне. — Это гигантское кольцо создает серьезный вызов стандартной парадигме».