Обезьяны наставляют на путь истинный

Исследование: зная о чьих-то ложных убеждениях, обезьяны подсказывают верное решение

Обезьяны подсказывают компаньону правильный вариант действий, если знают о том, что тот заблуждается, выяснили ученые. Ранее уже было известно, что обезьяны способны определять наличие ложных убеждений у людей, теперь же оказалось, что они могут использовать эту информацию, чтобы помочь заблуждающемуся.

Понимая ложность убеждений компаньона, обезьяны могут подсказать ему верный вариант действий, выяснили немецкие ученые. Их работа добавила новый факт к растущему массиву данных о том, что обезьяны способны понимать, о чем думают люди, и прогнозировать их поведение — а значит, похожи на нас больше, чем считалось ранее. Исследование было опубликовано в журнале PLOS One.

Исследователи из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка провели эксперимент с группой из 34 бонобо, шимпанзе и орангутанов из Лейпцигского зоопарка. Каждая обезьяна была обучена открывать яркую пластиковую коробку с прозрачным окошком. Во время эксперимента обезьяна сидела перед двумя коробками, желтой и синей, окошко которой было обращено к ней.

Таким образом, обезьяна видела содержимое коробки, а экспериментатор — нет.

Экспериментатор должен был войти в комнату, сесть напротив обезьяны и показать ей маленький оранжевый предмет. Затем он помещал предмет в одну из коробок, махал на прощание обезьяне и выходил из комнаты.

Далее происходило одно из двух. В первом варианте экспериментатор возвращался с помощником, который на глазах экспериментатора перекладывал предмет из одной коробки в другую, комментируя свои действия и используя выразительную мимику. Во втором помощник приходил перекладывать предмет один.

Потом помощник уходил, а экспериментатор пробовал открыть ту коробку, которая была пустой, и якобы не мог с этим справиться. В 90% случаев обезьяна приходила на помощь. При этом в том варианте опыта, где экспериментатор выходил из комнаты, обезьяна в ¾ случаев открывала коробку с предметом вместо пустой. Если же помощник перекладывал предмет у экспериментатора на глазах, обезьяна выбирала коробку с предметом лишь примерно в половине случаев.

Исходя из результатов эксперимента, можно предположить, что обезьяны понимают разницу между ложными и истинными убеждениями и могут строить догадки о том, какова цель находящегося перед ними человека.

«Тем не менее, прежде, чем делать выводы о том, что обезьяны используют для этого понимание чужих убеждений, мы должны сначала исключить возможную альтернативную интерпретацию результатов, которая связана с хорошо задокументированным пониманием обезьянами чужого знания/незнания», — пишут исследователи.

Другими словами, обезьяны могли думать, что человек просто не знает, где находится объект, а не обладает ложным представлением о его местонахождении.

Поэтому спустя полгода исследователи провели еще один эксперимент, в котором поучаствовали 29 обезьян из первого. Теперь в эксперимент были включены и случаи, когда экспериментатор «не знал», где находится объект, и случаи, в которых он «заблуждался».

И снова обезьяны в ¾ случаев выбирали коробку с предметом, если экспериментатор «заблуждался», и лишь в половине случаев, если «не знал».

В прошлом году другая группа ученых доказала способность обезьян предугадывать чужие действия. Ученые записали движения глаз шимпанзе, бонобо и орангутанов, пока те смотрели видео, где человек в костюме Кинг-Конга разыгрывал другого человека.

Второй актер видел, как «Кинг-Конг» прячет похожий на камень предмет в стоге сена или прячется в нем сам. Когда человек уходил, «Кинг-Конг» мог перепрятать объект или сам перепрятаться.

Вернувшийся человек не знал, изменилось ли что-то, но это знали подопытные обезьяны. Выяснилось, что они смотрели туда, где человек в последний раз видел «Кинг-Конга» или камень, а не туда, где те находились на самом деле.

Обезьяны верно определяли наличие у человека ложных убеждений и ждали, что он двинется в неправильном направлении. Ранее способность замечать ложные убеждения считалась свойственной только людям.

Как отмечают исследователи, способность определять ложность и истинность убеждений у большинства людей развивается в 16–18 месяцев. Учитывая, что и люди, и обезьяны живут в обществах со сложной организацией, обладают почти идентичной ДНК и вплоть до 11–16 млн лет назад принадлежали к одному виду, такие возможности обезьян не удивляют ученых.