Паук переплыл океан на плоту

Ученые считают, что в прошлом пауки могли доплыть до Австралии

Пауки-каменщики могли в прошлом доплыть до Австралии через океан на плоту. К такому выводу пришли генетики, оценив время, когда австралийские пауки отделились от своих африканских сородичей.

Известно, что детеныши пауков некоторых видов способны перемещаться по воздуху, перелетая на десятки и даже сотни километров, цепляясь за паутину, увлекаемую ветром. Однако и для таких находчивых созданий перемещение на 10 тыс. км кажется недостижимым. По этой причине ученые довольно длительное время считали, что один из видов пауков, встречающихся и в Африке, и в Австралии, разошелся по континентам одновременно с распадом древнего суперконтинента Гондваны.

«Было принято считать, что пауки отделились от своих южноафриканских родственников с отделением Африки от Гондваны порядка 95 млн лет назад», — рассказывает журналу PLOS ONE Софи Харрисон,

биолог из австралийского Университета Аделаиды, исследовавшая пауков вида Moggridgea rainbowi, относящихся с семейству мегаломорфных пауков, они же пауки-каменщики.

Однако генетический анализ оспаривает эту устоявшуюся гипотезу и предлагает новую, почти невероятную — самостоятельное путешествие пауков по Индийскому океану вплавь гораздо позднее, чем разошлись известные нам сегодня материки.

«Наше исследование показало, что расхождение Moggridgea rainbowi от африканских пауков-каменщиков случилось 2–16 млн лет назад, сильно позднее отделения Африки от Гондваны, — говорит Харрисон. — Хотя их выживание в подобном путешествии сложно себе представить,

эти пауки могут быть куда более приспособлены к распространению по воде, чем мы считали ранее».

Ученые смогли сделать такие выводы, сравнив ДНК австралийского вида пауков, обитающих на южном Острове Кенгуру, и их африканских близких родственников. Проанализировав последовательности генов, ученые пришли к выводу, что все они когда-то принадлежали одному виду, расщепление которого на два подвида произошло 2–16 млн лет назад.

Поскольку ни люди, ни разделение пауков не могло, очевидно, привести к появлению пауков в Австралии, осталось одно объяснение —

каким-то образом этим паукам удалось совершить опасное путешествие по океану между материками.

«На первый взгляд это звучит невероятно, — соглашается один из членов команды эволюционный биолог Эндрю Остин. — Но известны примеры таких океанических путешествий. Moggridgea также найдены на Коморских островах, в 340 км от материковой Африки, хотя это куда ближе, чем 10 тыс. км, которые отделяют Южную Африку от Австралии».

Как же могло состояться такое необычное путешествие? Ученые предполагают, что пауки могли преодолеть океан на неком «плоту», случайно образовавшемся из земли, древесины и растительных остатков, который в какой-то момент оторвался от африканского берега и был унесен в открытое море.

В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что указанные пауки известны своим малоподвижным образом жизни. За всю жизнь они перемещаются не более чем на два метра, стараясь не отходить далеко от своих самок, откладывающих яйца.

Как и многие другие паукообразные, пауки-каменщики роют в земле норы, которые используют для укрытия и отдыха. Эти норы они снабжают специальным люком, который плотно закрывается в случае опасности. В таких норках, говорит Харрисон, пауки могут подолгу находиться, пребывая в комфорте и безопасности.

В Австралии самки этих пауков откладывают яйца в норы, после чего потомство вырастает, роет свои собственные норы в пределах двух метров и живет в них всю жизнь.

Из своих нор пауки вылезают лишь ночью для охоты.

Такой малоподвижный образ жизни и медленный метаболизм, предполагают ученые, как раз делает возможным длительное пребывание на естественном плоту в открытом море. «Они роют норы с надежными, хорошо подогнанными крышками, что обеспечивает безопасный микроклимат и дает им защиту во время путешествия. У них очень медленный метаболизм, что означает небыстрое потребление еды и ресурсов во время путешествия», — пояснила исследовательница.