«Мария» сломала «Аресибо»

Ураган «Мария» сломал знаменитый радиотелескоп «Аресибо»

Ураган «Мария» разломал радарную антенну радиотелескопа «Аресибо», ее обломки повредили зеркало телескопа. Пострадало и второе, меньшее зеркало. Сколько времени займет восстановление телескопа и когда возобновятся исследования, пока неизвестно. Как рассказал «Газете.Ru» руководитель научной программы «Радиоастрона» Юрий Ковалев, природный удар пришелся на обсуждение судьбы обсерватории в Национальном научном фонде США.

Ураган «Мария» сломал пополам 29-метровую радарную антенну радиотелескопа «Аресибо», ее обломки пробили главное зеркало телескопа, также оказалось повреждено вспомогательное. Остальные сооружения, к счастью, уцелели. Об этом сообщается на сайте Университетской ассоциации космических исследований.

19 сентября руководство второго по величине в мире знаменитого радиотелескопа «Аресибо» в Пуэрто-Рико приняло решение прекратить его работу из-за приближения урагана «Мария».

«Из-за угрозы урагана «Мария» обсерватория «Аресибо» начала подготовительные процедуры, — говорилось в твиттере организации. — Приготовления будут включать защиту самого телескопа и исследовательского оборудования».

Наблюдения на телескопе планировалось остановить до 21 сентября, а до 27 сентября оставить закрытым центр посещений. 20 сентября ураган обрушился на Пуэрто-Рико, максимальная скорость ветра составила до 250 км/ч. Остров оказался обесточен. Центр урагана прошел к северо-востоку от «Аресибо». Так как обсерватория расположена на высоте более 300 м над уровнем моря, наводнение ее не задело, хотя тарелка телескопа набрала до 64 см осадков.

21 сентября одному из операторов обсерватории удалось наладить радиосвязь с Ассоциацией. Он сообщил, что сотрудники и члены их семей живы и здоровы, а вот самому телескопу повезло меньше.

Ураган сломал пополам 29-метровую радарную антенну телескопа, ее обломки, упав с высоты в 150 м, пробили главное зеркало телескопа диаметром 305 м. Также оказалось повреждено вспомогательное, 12-метровое, использовавшееся для радиоинтерферометрии со сверхдлинными базами зеркало.

Пока что неизвестно, когда работа телескопа будет возобновлена.

Ранее в сентябре работа телескопа уже останавливалась на несколько дней из-за урагана «Ирма». Но уже 9 сентября телескоп снова осуществлял наблюдения, а 13 сентября был открыт центр посещений. В этот раз на такое быстрое возвращение к работе рассчитывать не приходится.

«Нам будет необходимо полностью оценить ущерб, разобраться, какие ремонтные работы потребуется провести и когда обсерватория сможет возобновить наблюдения»,

— поясняет доктор Николас Уайт, вице-президент Ассоциации. Кроме того, до обсерватории сейчас сложно добраться — после урагана все дороги завалены обломками. Также неизвестно, когда на острове удастся восстановить электроснабжение.

Руководитель научной программы «Радиоастрона», заведующий лабораторией ФИАН и МФТИ Юрий Ковалев так прокомментировал «Газете.Ru» случившееся: «Жутко жаль. Это уже второй удар по Аресибо в сентябре. Наши коллеги за рекордное время успели войти в строй после «Ирмы», этим спасли важный пульсарный эксперимент РадиоАстрона. А теперь «Мария»… И это как раз в момент обсуждения дальнейшей судьбы обсерватории Национальный научным фондом США.

Упавшая радарная антенна использовалась в уникальных экспериментах радиоастрономов по восстановлению детальной карты Луны, получению изображений астероидов, в исследованиях ионосферы.

Желаем обсерватории скорейшего ремонта и возвращения в строй».

Строительство телескопа началось еще в 1960 году, первоначальным его предназначением было исследование ионосферы Земли. Он начал работу в 1963 году, и на сегодняшний день с его помощью было сделано множество открытий, в том числе обнаружен ряд пульсаров и получены новые данные о Меркурии.

16 ноября 1974 года с помощью телескопа было отправлено знаменитое «Послание Аресибо» — радиосигнал, направленный к шаровому звездному скоплению М13, находящемуся на расстоянии 25000 световых лет в созвездии Геркулеса.

Послание содержало информацию о человеке и человечестве, молекулярные формулы компонентов нуклеотидов ДНК, числа от 1 до 10 в двоичной системе и другие данные.

Рефлектор телескопа находится в естественной карстовой воронке и покрыт почти 40 тыс. перфорированных алюминиевых пластин размером 1х2 м, уложенных на сетку из стальных тросов. Наведение телескопа на заданную точку в небе производится с помощью перемещения подвижного облучателя антенны, подвешенного на 18 тросах к трем башням.

«Аресибо» ведет наблюдения за далекими астрофизическими объектами и околоземными потенциально опасными астероидами.

Обсерватория является также Национальным центром Астрономии и Ионосферы США. Радиотелескоп был крупнейшим в мире до постройки в Китае гигантской антенны FAST.

Телескоп «Аресибо» уже давно стал частью массовой культуры, начиная от научно-фантастических романов и заканчивая компьютерными играми. Одна из самых известных «ролей» телескопа в кино — ЦУП в фильме «Золотой глаз» из эпопеи про Джеймса Бонда. Также в обсерватории «Аресибо» прослушивала радиодиапазон в поисках сигналов внеземных цивилизаций главная героиня фильма «Контакт», снятого по одноименному роману астронома Карла Сагана.