Наука и власть

Сергей Пятаков/РИА «Новости»

Первоклассников посадят за доски

Шахматы и учебники: Васильева рассказала о нововведениях в школах

Обязательные шахматные кружки в школах, рост числа молодых учителей и увеличение количества опорных вузов — об этом и многом другом рассказала глава Минобрнауки Ольга Васильева на «правительственном часе» в Совете Федерации.

Глава Министерства образования и науки Ольга Васильева на «правительственном часе» в Совете Федерации рассказала о грядущих нововведениях в школах и вузах.

«У нас более 30 млн детей и молодежи, которые обучаются в 90 тыс. образовательных организаций, которые дают нашей стране сегодня 5 млн рабочих мест», — сообщила Васильева. Также она отметила, что за счет федерального бюджета 1 сентября 2017 года были открыты 76 новых школ.

Среди изменений, которые планируется осуществить в школах, Васильева отметила введение обязательного урока по шахматам.

«Что касается обязательного введения. Мы планируем в ближайшие два года, начиная со следующего года, с 1 по 4 класс – один час в неделю», — сказала министр.

По ее словам, шахматный кружок для учащихся начальных классов есть в школах 70 регионов России, всего в шахматы играют 742 тысячи российских школьников.

А вот от слишком жестких проверок школьников перед ЕГЭ Васильева предлагает отказаться.

«Я абсолютно согласна, что от спецопераций проведения надо отказываться… Я думаю, что мы откажемся от того, о чем вы говорите», — ответила она сенаторам, обратившим ее внимание на проблему.

Также будет сокращено количество школьных учебников. «У нас есть поручение президента о новых подходах к экспертизе, мы его выполнили.

И сейчас идет экспертиза по двум предметам — это русский и математика: какие учебники мы оставим, для того чтобы наши дети учились по этим предметам»,

— заявила Васильева. Она отметила, что сейчас в федеральном перечне содержатся 1377 учебников, и это слишком много.

 Министр образования и науки Ольга Васильева
Министр образования и науки Ольга Васильева
Владимир Федоренко/РИА «Новости»

Кроме того, министр отметила хорошую кадровую динамику в сфере школьного образования: по ее словам, дефицит учительских кадров составляет всего 1%, а в школах по всей России работает множество молодых учителей.

«У нас есть позитивная динамика. На сегодняшний день по всей стране только 1% дефицита учительских кадров», — сообщила Васильева.

Также она рассказала, что что в педагогические вузы поступают более подготовленные абитуриенты, а каждый четвертый учитель — моложе 35 лет. Васильева сообщила, что в 2017-м на 14% больше выпускников девятых классов сделали выбор в пользу среднего профессионального образования.

«56% поступающих… выбрали среднее профессиональное образование, выбрали профессию, — сказала она. — Это большой показатель, потому что это на 14% больше, чем было в прошлом году».

Министерство утвердило новые образовательные стандарты по 16 профессиям и 28 специальностям, разработанные в соответствии с перечнем 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, отметила министр. Уже в новом учебном году более тысячи колледжей приступили к работе по новым стандартам.

Рассказала Васильева и о том, как обстоят дела в вузах. Так, уровень доступности бюджетных мест, по ее словам, остался на уровне 57%. Также министр отметила, что в ходе приемной кампании этого года увеличился средний балл Единого государственного экзамена и составил среднем 66,8 по стране.

Средний конкурс на бюджетные места, как сообщила Васильева составил 8,3 человека на место, а по целевому набору конкурс был еще выше – 13 человек на место.

«В течение последних трех лет наблюдается естественный рост естественнонаучных, инженерно-технических, педагогических и медицинских специальностей»,

- заявила министр. Она сообщила, что весной текущего года Министерство образования и науки России внесло в правительство РФ законодательные изменения, регламентирующие порядок целевого обучения, в том числе трехсторонний договор, закрепляющий обязанности студента, работодателя и вуза.

«В прошлом году проводили мониторинг – 51% договоров не соответствовал условиям, не содержит соцподдержки», — добавила Васильева.

Отметила министр и высокий процент выпускников, устроившихся на работу в течение первых двух лет после окончания вуза — по ее словам, работу удается найти 70%.

«Однако я не говорю, что они трудоустроены строго по той специальности, которую они получили, обучаясь в вузе или университете»,

— отметила она. Кроме того, Васильева пообещала, что к концу 2018 года число опорных вузов увеличится до 80-ти. «На базе опорных вузов созданы социально-экономические и культурные центры развития региона. На сегодняшний день у нас 31 опорный университет, мы планируем к концу 2018 года сделать 80 опорных университетов», — сказала министр.

Опорные вузы создаются в регионах на основе объединения существующих вузов, они ориентированы на обеспечение местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов. Все они получают дополнительное государственное финансирование.

Сравнивая проект опорных вузов с программой «5-100», руководитель направления «Регионалистика высшего образования» Института образования НИУ ВШЭ Олег Лешуков в интервью «Газете.Ru» ранее отметил:

«У опорных университетов принципиально другая задача — содействие развитию внутри региона, и потому их работа направлена внутрь той территории, где они находятся».

Программа была запущена в 2016 году, в январе Минобрнауки составил список из 11 вузов на получение государственного финансирования в ее рамках. В апреле 2017 года список пополнили еще 22 вуза.