«Старше Земли»: что таит мавританский метеорит

Ученые впервые нашли метеорит, который старше Земли

Ученые впервые нашли метеорит старше Земли. Они считают, что тело образовалось еще до рождения планет, когда Солнечная система только начинала формироваться.

Метеорит, упавший на севере Африки, и исследованный учеными из университета Нью-Мехико, университета Аризоны и Космического центра имени Джонсона, оказался древнее самой Земли. К таким выводам пришли авторы исследования, опубликованного в журнале Nature Communications.

Принято считать, что Солнечная система сформировалась примерно 4,6 миллиарда лет назад, когда облако газа и пыли сколлапсировало под действием гравитации, что, возможно, было вызвано взрывом расположенной неподалеку массивной звезды или сверхновой. По мере схлопывания этого облака формировался диск, в центре которого было будущее Солнце. Начиная с этого периода ученые могли воссоздавать формирование ранней Солнечной системы шаг за шагом. Теперь же, обнаружение самого древнего на Земле метеорита вулканического происхождения добавит новых деталей к этой сложной картине.

В статье с заголовком «Богатый кремнием вулканизм в ранней Солнечной системе, датированный 4,565 млрд лет», приводятся свидетельства того, что богатые кремнием породы впервые формировались еще до рождения первых планет –

за 10 млн лет до этого, среди так называемых планетезималей, из которых позднее получились планеты.

«Этот метеорит имеет самый значительный возраст из всех вулканических, когда-либо описанных», — пояснил соавтор исследования Кард Эйджи. – Он представляет собой не только чрезвычайно необычный тип породы, он говорит нам, что не все астероиды выглядят одинаково. Некоторые выглядят, почти как кусок коры Земли, поскольку они так светло окрашены и богаты SiO2 . Они не только существуют, но и образовались во время одного из самых первых вулканических событий, имевших место в ранней Солнечной системе».

Работа началась с того, что выпускница Университета Нью-Мехико Пурна Шринивасан обратилась к профессору Эйджи с просьбой подобрать идеи для ее диссертации. Ученый в то время только приступал к изучению метеорита, найденного кочевником в песчаных дюнах Мавритании. Метеорит был необычайно светел и имел вкрапления зеленых кристалликов и пор. Так студентка и стала изучать метеорит, которому дали название Northwest Africa (NWA) 11119.

Состав и минералогию камня ученые оценивали при помощи электронного микроскопа и компьютерной томографии, что позволило лучше понять вулканические процессы, происходившие на планетезималях в первые 3,5 млн лет после создания Солнечной системы.

«Это исследование является ключом к тому, как материал для будущих планет формировался в ранней Солнечной системе. Когда мы смотрим за пределы Солнечной системы сегодня, мы видим полностью сформированные тела, планеты, астероиды, кометы и так далее. Поэтому наше любопытство всегда толкает нас задать вопрос – как они сформировались?», — пояснил Эйджи.

«Минералогия этого камня очень, очень отличается от всего, с чем мы работали до сих пор, — пояснила Шринивасан, автор исследования. – Я изучала его минералогию, чтобы понять все фазы, которые есть в наличии в этом метеорите. Одна из первых вещей, что мы увидели, были крупные кристаллы тридимита, схожих с минералом кварц. Когда мы далее стали оценивать его количество, то обнаружили, что доля его составляет 30% от всего метеорита –

небывалый случай для метеоритов, такие проценты встречаются лишь в определенных вулканических породах на Земле».

Другой частью исследования было изучение химического и изотопного состава метеорита с целью понять, каким было его родительское тело. Оценив концентрацию изотопов кислорода, ученые точно установили внеземное происхождение образца.

«Учитывая изотопы кислорода, мы знаем, что он прилетел с внеземного источника где-то в Солнечной системе, но мы не можем точно указать конкретное тело, — пояснила Шринивасан. – Однако, оценив доли изотопов, мы смогли увязать его с двумя другими необычными метеоритами (Northwest Africa 7235 and Almahata Sitta), предполагая, что у них могло быть общее родительское тело – вероятно, крупное, в геологическом плане сложное тело в ранней Солнечной системе».

По одной из версий это родительское тело было разрушено в результате столкновения с другим астероидом или планетезималью, часть фрагментов которой в конце концов достигли орбиты Земли, и в случае с NWA 11119 упали в Мавритании когда-то в прошлом.