Метеоры зажгут: россиян ждет космический блокбастер

Россиян в выходные ожидает красивейший звездный поток

Красивейший звездный поток года порадует россиян сразу после частичного Солнечного затмения в грядущие выходные. Как и где его наблюдать на небе, рассказывает «Газета.Ru».

Ежегодный звездный поток Персеиды ожидает россиян в грядущие выходные. При условии безоблачной погоды, по прогнозам Международной метеорной организации, с вечера субботы до утра воскресенья можно будет наблюдать сгорание до 120 метеоров в час.

Персеиды — это самый известный метеорный поток в Северном полушарии. Тому есть несколько причин. Это и удобное время наблюдения, ведь максимума активности эти метеоры достигают в середине августа, когда темнота наступает уже относительно рано, но ночи еще теплые и удобные для поздних прогулок на открытом воздухе. В то же время Персеиды — это довольно стабильный поток, то есть во время максимума активности

число падающих метеоров редко опускается ниже 60 в час. Для сравнения: у другого относительно стабильного потока Лирид число метеоров в час редко превышает 18, а, например, Ориониды дают около 25 метеоров.

Наверное, поэтому мы вспоминаем именно про августовский звездопад, когда речь заходит о метеорах.

Обычно метеорный поток получает название по созвездию, в котором находится его радиант. Из-за эффекта перспективы траектории космических частиц, движущихся по почти параллельным траекториям навстречу наблюдателю на Земле, будут пересекаться в небольшой области на небе. Эта область, кажущаяся источником метеоров потока, и называется радиантом.

Например, радиант Леонид находится в созвездии Льва, а Персеид — в Персее. Правда, иногда поток называют по ближайшей к радианту звезде. Поток Персеиды известен уже около 2 тыс. лет. Впервые он упоминается в китайской летописи, датируемой 36 годом нашей эры. «Более ста метеоров вспыхнули под утро», — записал древний наблюдатель. Также о Персеидах говорится в японских и корейских источниках VIII–XI веков, а в Европе этот метеорный поток называли «Слезы святого Лаврентия», так как праздник в честь этого святого, который проводится в Италии, выпадает на самый активный период метеорного потока. Однако официально первооткрывателем ежегодного августовского звездопада считается бельгийский математик, астроном и метеоролог Адольф Кетеле, сообщивший о своих наблюдениях в 1835 году.

Первым исследователем, который подсчитал среднее количество метеоров в час, был Эдвард Хэйс. Долгое время активность метеорного потока была не очень высока и колебалась в пределах 40–90 метеоров в чес, но после 1858 года Персеиды активизировались. Например, в 1863 году в час фиксировалось 215 метеоров. В это же время была обнаружена и причина такого усиления. В середине июля 1862 года американские ученые Льюис Свифт и Хорэйс Туттль открыли красивую новую комету, которая получила имя комета Свифта — Туттля. Все оставшееся лето она была хорошо видна в Северном полушарии. Максимального блеска комета достигла в последнюю неделю августа. А при наблюдении в телескоп у нее были заметны необычные структуры — светящиеся туманные струйки, расходящиеся от плотного ядра кометы, подобно лепесткам цветка. Комета 109Р / Свифта — Туттля была признана одной из десяти самых красивых комет XIX столетия.

В 1867 году известный итальянский астроном Джованни Скиапарелли (кстати, тот самый, кто обнаружил марсианские каналы) объявил о том, что орбита недавно открытой кометы почти совпадает с рассчитанной орбитой для нескольких метеороидов Персеид.

Так появилась идея, что метеорные потоки связаны с определенными кометами.

Этим и объяснилось усиление активности августовских метеоров в 60-х годах XIX века. По словам ученых, заранее точно предсказать количество метеоров затруднительно из-за влияния на Персеиды других планет. Например, в 2016 году рядом с Землей проходил участок потока, возмущенный гравитационным влиянием Юпитера и сдвинутый ближе к земной орбите. В результате этого число видимых метеоров достигало рекордных 150 в час!

По прогнозу Международной метеорной организации (IMO), в эти выходные число метеоров будет достигать 120 в час. «Лучше всего так называемый звездопад — метеорный поток Персеиды — наблюдать в ночь с 11 на 12 августа и с 12 на 13 августа. На это время приходится максимум Персеид. Наблюдать за падающими звездами можно будет и в другие ночи, но именно в этот промежуток времени будет максимальная концентрация метеоров – до сотни в час. Благодаря тому, что 11 августа будет новолуние, на небе не будет видно Луны, а значит, ее свет не помешает смотреть на звезды», — рассказал РИА «Новости» начальник научно-исследовательского отдела Нижегородского планетария Николай Лапин. Астрономы советуют для наблюдений Персеид выбраться подальше за город с достаточно темное место, где больше открыта восточная или южная часть горизонта. Единственным фактором, который может помешать наслаждаться звездопадом, может стать облачность.

В эти выходные на территории России можно будет наблюдать целых два астрономических явления: частное затмение Солнца и самый красивый звездопад года.

Затмение состоится 11 августа 2018 года, в максимальной фазе его будет видно на севере и востоке России. В область видимости затмения попадет большинство территории нашей страны. В центральной части России затмение начнется около полудня и продлится всего несколько минут, его фаза составит примерно 0,04. За 2018 год это частное солнечное затмение уже третье, предыдущие прошли 15 февраля и 13 июля.