Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

История

Как погиб адмирал Макаров: хроника русской трагедии

115 лет назад погибли адмирал Макаров и художник Верещагин

115 лет назад из-за подрыва броненосца «Петропавловск» на японской мине погибли командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал Степан Макаров, которого многие называют последним выдающимся флотоводцем Российской империи, и великий художник Василий Верещагин. За несколько часов до этого в бою против шести кораблей затонул миноносец «Страшный». «Газета.Ru» воспроизвела события трагического для России дня войны с Японией в историческом онлайне.

Если не материально, то морально военно-морским силам Российской империи уже не удастся восстановиться после гибели адмирала Степана Макарова, потери флагманского броненосца «Петропавловск» и миноносца «Страшный». А Цусимское сражение в мае 1905 года фактически завершит присутствие русского флота на Дальнем Востоке: Тихоокеанский флот перестанет существовать. На этом «Газета.Ru» прекращает свой очередной экскурс в историю.

Wikimedia Commons

В 1912 году останки «Петропавловска» были обследованы одной из фирм по поручению японских властей. На глубине 36 метров водолазы нашли носовую часть корабля. В воздушных подушках кормовой части были обнаружены останки шести русских моряков. Сохранившиеся фрагменты документов помогли опознать начальника штаба Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Михаила Моласа. Погибшие были похоронены на военном кладбище Порт-Артура 24 июня 1913 года со всеми воинскими почестями.

Василий Верещагин. Побежденные. Панихида. 1878-1879 гг
Wikimedia Commons

«Россия лишилась прекрасного корабля, но еще более потеряла в лице человека, которому предстояло, вероятно, сделать русский флот важным фактором в войне. Его потеря и род гибели наносит тяжелый удар русскому флоту, не говоря об исчезновении доблестного и вдохновляющего начальника, влияние которого, внося новый элемент в войну, признавалось и японцами. Суждение неприятеля – лучшее доказательство того, что Макаров с признанным обладанием им в совершенстве морской наукой соединял качества великого моряка. Нисколько не желая сомневаться в наличии умственных сил России, мы можем сказать, что с кончиной адмирала Макарова Россия теряет вождя, которого трудно будет заместить», — писала британская газета Times.

Свои сожаления по поводу гибели флотоводца высказали даже японцы.

Гибель Макарова и «Петропавловска» существенно ослабили как боевую мощь русской эскадры, так и ее активность. Случившееся надолго загнало моряков в ступор, они боялись выходить в море из-за мин, помня о судьбе флагмана. По общему убеждению военных кругов как в России так и за рубежом, потеря адмирала стала более существенной для русских сил, чем крушение выход из строя корабля. После Макарова, успевшего за недолгий период командования очень многие, в стране так и не нашлось человека, способного изменить ход неудачно складывавшейся войны.

Русский флотоводец, адмирал Степан Макаров
ТАСС

Японцы имеют все возможности развить успех, однако почему-то не делают это. Командующий эскадрой адмирал Хэйхатиро Того предпочитает лишь наблюдать. Через несколько часов корабли противника уйдут из окрестностей Порт-Артура.

На «Победе» наконец-то понимают причину случившегося. Убедившись в исправности машин и рулевого управления, командир судна, капитан 1-го ранга Василий Зацаренный приказывает прекратить спуск шлюпок, дать ход и идти в Порт-Артур.

Решив, что эскадра подверглась атаке подводной лодки, «Победа» и другие корабли открывают огонь по воде. Но в этом нет никакого смысла!

Две угольные ямы «Победы» тут же заполняются водой, однако ее дальнейшее распространение остановлено водонепроницаемыми переборками. Корабль застопорил ход и, приняв 550 т воды, накренился на 6°.

Неудачи продолжают преследовать русский флот в этот день: теперь на мине подрывается «Победа», отличный корабль, являвшийся гибридом крейсера и броненосца и имевший одни из самых дальнобойных орудий. Взрыв происходит у правого борта в районе носовых угольных ям. Размеры пробоины – 8х5,3 м, центр дыры – на 5 м ниже ватерлинии.

В чрезвычайной ситуации командование эскадрой временно принимает на себя контр-адмирал Павел Ухтомский. Опасаясь атаки японского флота, он дает сигнал выстроиться в колонну за «Пересветом» и идти к Порт-Артуру.

Двоюродный брат императора Николая II, отличившийся на войне пьянством и хамством по отношению к офицерам, из-за чего имел тяжелый разговор с адмиралом Макаровым, лишь поцарапал ноги и получил переохлаждение. Из воды Кирилл Владимирович был спасен моряками шлюпки с крейсера «Гайдамак» и передан на миноносец «Бесшумный», который доставил его в порт. Уже вечером член семьи Романовых покинет Порт-Артур на поезде и отправится в Германию для лечения «полученного нервного расстройства».

Спасти удалось лишь контуженного командира «Петропавловска» капитана 1-го ранга Николая Яковлева (в 1919-м он будет расстрелян в Орле чекистами), капитана 2-го ранга, великого князя Константина Владимировича, служившего флигель-адъютантом и начальником военно-морского отдела штаба Макарова, и 73 матроса.

Среди других жертв злополучной японской мины – начальник штаба Тихоокеанской эскадры контр-адмирал Михаил Молас, десять штабных и 18 корабельных офицеров, два врача, священник, два военных чиновника, а также около 650 матросов.

Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871
Wikimedia Commons

Помимо Макарова погиб знаменитый художник Василий Верещагин, автор таких шедевров, как «Апофеоз войны», «Смертельно раненый», «Побежденные. Панихида» и многих других. Он отнюдь не впервые находился на самом острие событий, гулял на волосок от смерти. Еще в 1868 году Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских солдат тяжелую осаду Самарканда восставшими местными жителями – за выдающуюся роль в обороне будущую мировую величину наградили орденом Святого Георгия 4-го класса. А во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов уже известный живописец принял участие в нескольких сражениях и получил тяжелое ранение: шальная пуля пробила ему насквозь бедро. На русско-японскую войну Верещагин прибыл в уже достаточно солидном возрасте – ему шел 62-й год. Увековечить эпизоды этой кампании для потомков гений не успел.

Иван Крамской. Портрет Василия Верещагина. 1883
Wikimedia Commons

«Как я узнал потом, на батареях, откуда яснее была видна катастрофа, солдаты и офицеры завопили, кричали, рвали на себе волосы. Внизу, в городе, поднялась суматоха. Крики: ««Петропавловск» погиб!» — «Неправда! Только подбит миной!» — «Погибла «Победа»!» — раздавались всюду. Люди бегут бледные, растерянные, спрашивают друг друга и, не получив ясного ответа, бегут к гавани и на Перепелочную гору, откуда полиция начинает прогонять зрителей по приказанию генерала Стесселя», — вспоминал журналист Ларенко.

«Самый ужасный, самый тяжелый день для Порт-Артура! Самый ужасный день для нашего флота! Сегодня погиб адмирал Макаров. В его лице мы потеряли не менее чем половину всей нашей морской силы. Потеря невозместимая! – писал в своей книге «Страдные дни Порт-Артура» военный корреспондент Павел Ларенко. — На всех укреплениях наблюдали за происходившим на море. На Перепелочной горе собралась масса публики с биноклями и подзорными трубами, все напряженно следили за движениями эскадр. Дул холодный ветер, тем не менее морской горизонт застилался синеватой дымкой — туманом. Сперва нам было непонятно, почему наши суда возвращаются на рейд, но вскоре заметили мы на восточной стороне появление неясных силуэтов — один, другой, третий, и еще, и еще... Вдруг около «Петропавловска» показался столб дыма — один, другой, с огромным пламенем. Раздались крики, вопли: «Петропавловск» погибает! Не хочется верить, но его уже нет над водой... Ужас охватывает всех. Многие сбегают с горы, чтобы справиться по телефону, что это случилось? Еще столб дыма около другого броненосца, он накреняется, но продолжает держаться на воде».

Трагедия произошла на глазах порт-артурской эскадры и артиллеристов крепостных береговых батарей – отсюда многочисленные свидетельства очевидцев, рассказывавшие о ЧП во всех красках. Так, один из них, инженер Михаил Налетов, после увиденного загорится идеей создать новый класс кораблей – подводные минные заградители. И добьется своего, спроектировав построенную в 1912 году первую в мире подлодку такого типа «Краб». Ей предшествовали другие разработки ученого.

«Первая мысль вооружить минами заграждения подводную лодку пришла мне в голову в день гибели (31 марта) броненосца «Петропавловск», взорвавшегося на японской мине, свидетелем чего я был. Взрыв двух японских броненосцев 22 мая на наших минах, поставленных у Порт-Артура, еще раз показал силу минного оружия и окончательно укрепил во мне мысль о необходимости создания нового типа боевого корабля — подводного минного заградителя. Такой корабль решал задачу постановки мин у неприятельских берегов и тогда, когда мы морем не владели», — писал Налетов.

Почтовая марка, выпущенная к 100-летию со дня рождения русского адмирала С.О. Макарова
РИА "Новости"

После того, как разломленный на две части «Петропавловск» навсегда скрылся в толще океана, на поверхности воды остались барахтаться многочисленные обломки и тонущие люди.

Находившимся на «Петропавловске» очень не повезло: эпицентр взрыва оказался в районе погребов боезапаса, где располагались артиллерийские снаряды и заградительные мины. Боезапас сдетонировал, разорвав броненосец пополам.

По словам очевидцев с крейсера «Гайдамак», находившегося на расстоянии не более полутора кабельтов, первоначальный взрыв произошел между балкой и носовой башней броненосца, причем из под палубы выкинуло клуб черного дыма. Следующий взрыв, завершивший гибель броненосца, произошел через три-четыре секунды после первого и сопровождался вылетевшей из середины броненосца массой огня с желто-зеленым и бурым дымом. Силой этого взрыва были сорваны носовые башни, фок-мачта, мостик, труба и часть кожуха, причем мачта всей своей частью обрушилась на развороченный мостик, где находился адмирал Макаров. Броненосец быстро накренился на правый борт и стал погружаться носом. Один из сигнальщиков – Бочков пытался спасти командующего, лежащего ничком в крови на мостике. Эскадренный броненосец после второго взрыва резко накренился на правый борт, затем его корма приподнялась, обнажив работающий в воздухе винт. Когда купол дыма и пламени несколько поднялся вверх и развеялся, корпус броненосного корабля наполовину своей длины уже был под водой и высоко поднятая, вся объятая пламенем корма быстро уходила в воду, усеянную плавающими обломками и тонущими людьми.

«Петропавловск» стремительно скрывается в морской пучине, затонув менее, чем за две минуты.

Вот что рассказывали очевидцы: «Со страшным взрывом над броненосцем вырос громадный столб, в два раза превышающий величину броненосца, который совершенно окутал броненосец, закрыв нос и середину броненосца».

Под шедшим во главе отряда броненосцев и крейсеров «Петропавловском» в двух милях от маяка на Тигровом полуострове взрывается мина. Это конец...

Wikimedia Commons

Командующий эскадрой адмирал Хэйхатиро Того приказывает повернуть назад, так и не сделав ни одного выстрела.

Японская эскадра входит в зону действия артиллерии Порт-Артура.

На внешнем рейде к отряду Макарова присоединяются броненосцы «Победа» и «Пересвет». После перестроения адмирал на «Петропавловске» вновь поворачивает навстречу японским кораблям с намерением атаковать их под прикрытием береговых батарей.

Броненосец "Цесаревич" стоит в порту Киао-Чаю
РИА "Новости"

Между флагманом русских «Петропавловском» и головным броненосцем японцев «Микасой» — лишь 38 кабельтовых (чуть менее 7 км). Однако ни те, ни другие почему-то не открывают огонь.

Wikimedia Commons

В зоне видимости появляются главные силы противника — шесть броненосцев и два новейших бронебойных крейсера «Ниссин» и «Касуга». Русский отряд находится в 16 милях от базы, это крайне невыгодное положение. Макаров принимает решение повернуть к Порт-Артуру.

Японские крейсеры открыли огонь по русской эскадре. Макаров приказал ответить. Японские корабли вынужденно отошли.

На посту главного инспектора морской артиллерии Макаров изобрел новые наконечники к бронебойным снарядам. Он также активно пропагандировал идею «безбронного судна», считая, что многочисленное вооружение, в том числе торпедное, а также высокая скорость важнее, чем броня. Флотоводец ратовал за открытое размещение орудий на верхней палубе, полагая, что вес защиты лучше употребить на дополнительные пушки.

Макарову было 55 лет. Помимо деятельности на флоте он проявил себя в научной сфере. Так, адмирал лично сконструировал один из первых надежных батометров — гидрологический прибор для взятия проб воды с различных глубин водоема. Не менее важной его разработкой была теория непотопляемости корабля – таков вклад Макарова в развитие русской океанографии.

Адмирал Макаров лично выходит на помощь «Баяну» большим отрядом с броненосцем «Полтава» и четырьмя крейсерами («Баян», «Аскольд», «Диана», «Новик»). Знамя командующего развевается на «Петропавловске».

Кирилл Владимирович: «Второй эсминец, «Смелый», ночью же обнаружил свои корабли и предупредил адмирала об опасности, в которой оказался «Страшный». Макаров, верный своему принципу, немедленно направил крейсер «Баян» спасать «Страшный». «Баян» прибыл как раз вовремя, чтобы успеть подобрать в море немногих оставшихся в живых, одновременно обстреливая противника с левого борта. Сознавая всю опасность положения «Баяна», Макаров незамедлительно решил прийти к нему на помощь. Я отправился вместе с ним на «Петропавловск», как только броненосец вышел из внутренней гавани».

Крейсер "Новик", затопленный 7 августа 1904 года экипажем, не желающим сдаваться в плен японцам
РИА "Новости"

«Ночью 13 апреля адмирал отправил несколько эсминцев на поиск основных соединений японского флота, которые он вскоре надеялся атаковать, — писал в мемуарах великий князь Кирилл Владимирович. — Во время ночного бурана два наших эсминца оторвались от остальных. Командир «Страшного» Малеев, посчитав, что он нашел своих, присоединился к ним. Однако к своему ужасу на рассвете обнаружил, что ошибся, приняв из-за плохой видимости корабли противника за русские, и теперь идет в их кильватере. Японцы тут же атаковали «Страшный». Малеев не подпускал их до тех пор, пока снаряды полностью не изрешетили его корабль, а орудия и двигатели не вышли из строя. Он сам защищал корабль, обстреливая противника из пулемета, а когда «Страшный» пошел ко дну, раненный, спрыгнул за борт».

А «Смелый» ждала насыщенная боевая жизнь. Перед сдачей японцам Порт-Артура в декабре 1904 года миноносец сможет прорвать блокаду и уйти в Циндао. В январе 1905-м он войдет в состав Сибирской военной флотилии, а после Октябрьской революции 1917 года будет служить красным, пока в июне 1918-го его все-таки не захватят японцы – интервенты, пришедшие во Владивосток. Перед отступлением из города они выведут «Смелый» из строя. Лейтенант Бахирев дослужится до вице-адмирала и в октябре 1917-го будет командовать русским флотом в Моонзундском сражении – последнем крупном сражении России в Первой мировой войне. В январе 1918-го новая – советская – власть уволит его со службы без права на получение пенсии. А в январе 1920-го его расстреляют в Петрограде как «заложника от буржуазии».

Корабли 2-й Тихоокеанской эскадры выходят в плавание
РИА "Новости"

В память о погибшем на «Страшном» моряках в русском флоте появятся корабли, названные в честь героев боя: «Лейтенант Малеев», «Инженер-механик Дмитриев», «Капитан Юрасовский». А через два года на воду будет спущен новый эсминец «Страшный».

«Баян» берет курс на Порт-Артур. Дальним огнем его провожают пришедшие на подмогу своим миноносцам крейсеры японского императорского флота Касаги», «Такасаго», «Читосе» и «Носило».

К месту боя наконец-то подходит «Баян». Будучи крупнее и оснащеннее японских миноносцев, он отгоняет их и поднимает из воды пять человек. Остальная команда – три офицера и 53 нижних чина – погибли.

«Страшный» идет ко дну...

Японские корабли подходят к «Страшному» на расстояние 70-80 метров и расстреливают русский миноносец в упор.

Японцы понимают, что овладеть «Страшным» без новых потерь не получится. Кроме того, в море уже виден идущий на выручку «Баян». Противник принимает решение добить раненый миноносец.

Пленный японец, пойманный у деревни Юхуантунь, 1905 год
ТАСС

«Погибнем, но не сдадимся!» — такими, возможно, были последние слова лейтенанта Малеева.

Тем не менее, даже в безнадежной ситуации команда «Страшного» не собирается сдаваться. После короткого совещания оставшиеся в живых договариваются погибнуть, но не сдаться врагу. Миноносец отстреливается из всех орудий, которые пока еще пригодны к работе.

На «Смелом» слышат выстрелы и спешат на помощь. Миноносец пытается поддержать своих огнем, однако японские корабли быстро отгоняют его обратно.

В Спасских казармах Москвы для героев-матросов с крейсера "Варяг" были накрыты столы, 1904 год
ТАСС

Заметив, что «Страшный» начинает погружаться, неприятельские суда приближаются к нему, чтобы взять на буксир.

Лейтенант Малеев открывает беглый огонь по неприятелю из пятиствольной митральезы, снятой в свое время с японского брандера.

Силы слишком неравны. Из хроники: «Миноносец был весь избит, шлюпки превращены в щепы, руль подбит, много пробоин, из строя вы шло три четверти команды».

Оставшиеся в живых машинисты и кочегары выходят наверх и принимают участие в бою, заменив у орудий убитых и раненых.

Медицинская сестра у постели раненного во время русско-японской войны солдата в эвакуационном лазарете императрицы Марии Федоровны
Виктор Булла/РИА "Новости"

Японский снаряд попадает в торпеду кормового аппарата. Почти все, кто находился в этот момент на палубе, погибают. Из офицеров в живых остается только лейтенант Малеев.

Бой продолжается, «Страшный» без капитана в одиночку противостоит шести японским миноносцам.

Первая русская подводная лодка "Дельфин", принимавшая участие в русско-японской войне 1904-1905 годов
РИА "Новости"

Один из залпов русского миноносца наносит тяжелый урон японскому кораблю, тот ложится в дрейф. На выручку подбитому судну идет другое. Теперь преследователей у «Страшного» остается четыре.

На выручку «Страшному» на всех парах мчится крейсер «Баян» — о беде уже известно командованию, адмирал Макаров лично распорядился о помощи миноносцу.

Русский флотоводец, адмирал Степан Макаров
ТАСС

«Одобряемая храбрым лейтенантом Малеевым, команда продолжала отстреливаться от наседавшего вплотную и окружившего миноносец неприятеля», — так время спустя напишут об этом бое.

Слева -- знак ордена Святого Георгия IV степени за участие в бою крейсера "Варяг" и канонерки "Кореец" с японской эскадрой у Чемульпо. Справа -- медаль за этот бой для матросов. Государственный Исторический музей.
РИА "Новости"

В кормовой торпедный аппарат «Страшного» попадает вражеский снаряд. Последовавшим взрывом торпеды разрушена прилегающая палуба, паровые машины и разрушен главный паропровод. Очень много погибших, среди них – инженер-механик Дмитриев.

Увидев свою ошибку, Юрасовский приказывает немедленно положить штурвал на борт и дать самый полный ход. Второй залп по «Страшному» уносит жизнь капитана... В командование миноносцем вступает лейтенант Ермий Малеев.

Первый же японский снаряд уничтожает носовое орудие «Страшного».

Те сразу же открывают огонь. Неравный бой происходит на траверзе бухты Сикау милях в 15-18 от Порт-Артура.

Команде «Страшного» предлагают сдаться. Юрасовский отвергает предложение японцев.

Wikimedia Commons

Но вот уже рассвет на горизонте. Туман рассеивается, дождь чуть-чуть затихает. На русском миноносце опрометчиво поднимают Андреевский флаг. Японцы потихоньку обнаруживают недоразумение. И выясняется ужасное: «Страшный» окружен шестью кораблями противника!

Самое удивительное, что и японцы поначалу приняли «Страшный» за один из своих кораблей.

Примерно полчаса «Страшный» следует одной цепью с японскими миноносцами! Но команда об этом пока даже не догадывается...

На «Страшном» замечают силуэты шести миноносцев, следующих малым ходом в сторону Порт-Артура. Юрасовский даже и мысли не допускает, что корабли могут принадлежать врагу. Сделав опознавательный сигнал и не получив ответа, «Страшный» присоединяется к отряду.

Панорама города Порт-Артура
РИА "Новости"

Сбившись с курса, «Страшный» попадает в тот район, где следуют своим путем японские корабли, поставившие мины...

Не забудем о том, что в ночном тумане был потерян и еще один миноносец – «Смелый». Его командир лейтенант Михаил Бахирев после безуспешных попыток найти отряд с рассветом возьмет курс на базу.

Капитан Юрасовский ощущает себя «брошенным всеми». Он приказывает остановить поиски отряда и изменить курс на маяк Лаотешаня.

Пожар у Золотой горы во время обороны Порт-Артура
РИА "Новости"

Наконец, в этом материале «Газета.Ru» поведала о главнокомандующем всеми сухопутными и морскими силами генерале Алексее Куропаткине. В апреле он пока еще — командующий Маньжурской армией.

В этом тексте «Газета.Ru» рассказывала о том, почему началась русско-японская война. А здесь мы объяснили, к каким последствиям привела проваленная кампания.

А здесь мы рассказывали о том, как Россия потеряла свой пятый корабль — «Внушительный».

Немного отвлечемся. К моменту описываемых событий русско-японская война длилась уже ровно два месяца. О том, как она начиналась, и как легендарные «Варяг» и «Кореец» приняли бой против девяти кораблей японской эскадры — можно прочитать в этом материале «Газеты.Ru».

«Море штормило, видимость была крайне плохая из-за сильного бурана. В шесть часов вечера адмирал Того направил несколько эсминцев на постановку мин у входа в Порт-Артур. В 11 часов вечера эсминцы прибыли к месту назначения и расставили мины. Их заметили дозорные фортов, но из-за плохой видимости не смогли удержать в пределах досягаемости лучей прожекторов. В ту ночь дежурил крейсер «Диана» с адмиралом Макаровым на борту. Получив информацию, Макаров собирался начать поиск мин на рассвете, но непредвиденный случай отвлек его внимание», — вспоминал впоследствии великий князь Кирилл Владимирович, служивший в штабе адмирала и оказавшийся одним из немногих спасшихся офицеров.

Немного о «Страшном». Миноносец был доставлен по железной дороге по частям, собран в Порт-Артуре и стал частью русского флота 1 марта (по старому стилю) 1904 года – всего лишь за 30 дней до своей героической гибели. Инженером-механиком служил Павел Дмитриев, а штурманским офицером — мичман Андрей Акинфеев. Единственным из офицеров, кто уже имел определенный опыт в здешних условиях и знал местные особенности, был лейтенант-артиллерист Ермий Малеев, который служил на Дальнем Востоке несколько лет.

О странном перемещении неизвестных миноносцев близ рейда у Порт-Артура докладывают адмиралу Макарову. Командующий Тихоокеанской эскадрой ошибочно считает неопознанные корабли – русскими, посланными ранее в разведку: речь об отряде с потерявшимся «Страшным». Никаких мер поэтому не предпринимается.

Порт-Артур. 1904-1905 гг.
ТАСС

Миноносец «Страшный» между тем тщетно пытается обнаружить остальные корабли отряда. На корабле, конечно, не паникуют, но что делать, понимают не вполне.

Японская эскадра спокойно покидает район постановки мин.

Роль приманки по задумке адмирала Того исполнят крейсеры «Читосе», «Касаги», «Такасава», «Асама» и «Токива».

Братское кладбище под Мукденом.
ТАСС

Для минных постановок переоборудован транспорт «Корю мару». Его сопровождают 2-й, 4-й и 5-й отряды миноносцев. Им же поручено отвлекать внимание русских сторожевых кораблей.

Тем временем японцы приступают к реализации хитроумного плана, который поможет им нейтрализовать русскую Тихоокеанскую эскадру и успешно высадить войска в Китае. Задумка противника – установить минное заграждение поперек выхода из бухты Порт-Артура, и затем заманить туда русские корабли, выставив за минным полем небольшой отряд в виде приманки.

Адмирал Того, командующий японским флотом в русско-японской войне
РИА "Новости"

Есть проблема! Миноносцы потеряли друг друга в темноте! Ситуация осложняется тем обстоятельством, что капитан Юрасовский лишь совсем недавно прибыл на Дальний Восток и практически не знаком с местными особенностями.

Погодные условия остаются прежними. Картину дополняет кромешная тьма.

Командир «Страшного», капитан второго ранга Константин Юрасовский приказывает сообщить о случившемся на миноносец «Смелый». Дальше два корабля следуют вместе.

Итак, миноносцы обследуют острова. На дворе – вечер, идет дождь, видимость плохая из-за тумана. В этих условиях в четверть одиннадцатого «Страшный», после выключения кильватерных огней, теряет отряд из виду.

К трагедии «Петропавловска» привела цепочка событий, развернувшихся еще накануне, 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1904 года. Получив агентурные сведения о предстоящей высадке японских войск на Квантунском полуострове и концентрации в связи с этим в Корее значительного числа коммерческих судов, адмирал Макаров послал на разведку к островам Эллиота, как предполагаемому месту сосредоточения японских кораблей, отряд миноносцев в составе «Боевого», «Грозового», «Выносливого», «Бесшумного», «Сторожевого», «Расторопного», «Смелого» и «Страшного».

Крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" возвращаются после боя
РИА "Новости"

115 лет назад, в разгар войны с Японией, русский флот понес невосполнимую потерю. Командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал Степан Макаров погиб в результате подрыва броненосца «Петропавловск» на вражеской мине. Трагедия полностью деморализовала русских моряков, ведь страна потеряла не только флагманский корабль, но и опытного, компетентного и очень популярного флотоводца, который был одинаково любим матросами и офицерами, а, едва прибыв на театр военных действий, сумел качественно организовать оборону Порт-Артура. Многие исследователи склонны считать гибель Макарова одной из немаловажных причин итогового поражения России. Вместе с адмиралом на броненосце подорвался выдающийся художник-баталист Василий Верещагин, набрасывавший эскизы для будущих картин, десять штабных и 18 корабельных офицеров, два врача, священник, два военных чиновника, а также порядка 650 матросов. Спастись удалось лишь 80 участникам рокового похода, в том числе великому князю Кириллу Владимировичу, двоюродному брату императора Николая II. «Газета.Ru» рассказывает в историческом онлайне об одной из главных катастроф русского флота начала XX века.

Броненосец «Князь Потемкин Таврический»
РИА "Новости"