Размер шрифта
А
Новости
Размер шрифта
А

Увядание мозга: как избежать деменции

Найден способ избежать старческого слабоумия

Даже небольшая физическая активность замедляет старение мозга, снижая риск развития деменции, выяснили американские ученые. Пока неизвестно, сколько времени надо уделять упражнениям, чтобы эффект был максимальным, но исследователи рекомендуют проводить в движении не менее 250 минут в неделю.

Даже небольшая физическая активность способна замедлить старение мозга и снизить риск развития деменции, выяснили специалисты из Бостонского университета. Об этом они рассказали в статье в журнале JAMA Network Open.

Деменция ежегодно поражает почти 8 млн человек. К 2050 году, по прогнозам ученых, число больных в мире достигнет 131,5 млн. В 50-60% случая речь идет о болезни Альцгеймера, но возможны и другие заболевания.

Среди факторов риска развития деменции — черепно-мозговые травмы, инсульты, токсическое воздействие на мозг.

Также свой вклад вносят сидячий образ жизни, загрязнение воздуха, курение и потребление алкоголя, лишний вес, нехватка социальных контактов. Заболеваемость растет с возрастом — если вероятность болезни Альцгеймера в 65–80 лет равна 5%, то у людей старше 80 лет — уже 25%. В ряде случаев недуг обусловлен генетически.

Способа вылечить деменцию пока что нет, однако можно замедлить ее развитие.

Более ранние исследования показали, что физические упражнения в пожилом способны улучшить когнитивные способности людей. Наиболее выраженный эффект оказывали аэробные нагрузки, причем как на здоровых людей, так и на тех, кто страдал от проблем с памятью, вниманием, концентрацией.

Исследователи отобрали 2354 добровольца. Их средний возраст составил 53 года, 54,2% были женщинами. Все они на протяжении нескольких дней носили акселерометр, который замерял их физическую активность. После этого исследователи изучали мозг испытуемых с помощью МРТ. Затем они определили корреляцию между уровнем физической активности и объемом мозга.

Оказалось, что каждый дополнительный час легкой физической активности в день был связан с увеличением объема мозга на 0,22%, что равняется уменьшению темпов старению мозга чуть более чем на год. А у тех, кто делал около 10 тыс. шагов в день, объем мозга оказался на 0,35% больше, чем у тех, кто делал в среднем менее 5 тыс. шагов.

«На самом деле мы только начали раскрывать связь между физической активностью и здоровьем мозга, — уточнила ведущий автор исследования Николь Спартано. —

Каждый дополнительный час физической активности влиял на увеличение объема мозга, даже среди респондентов, не соблюдающих наши рекомендации по физической активности».

Исследователи добавляют, что пока не ясно точно, сколько упражнений может быть достаточно для того, чтобы исключить риск деменции, уделять физической нагрузке следует не менее 250 минут в неделю.

«Результаты нашего исследования не учитывают умеренную или активную физическую активность как важную для здорового старения. Мы просто предполагаем, что физическая активность также может быть важна и для мозга», — отмечает Спартано. По ее словам, легкая физическая нагрузка может включать в себя небольшую прогулку или работу по дому.

Также она подчеркнула необходимость и других исследований, которые бы учитывали расовые, этнические, социально-экономические и иные факторы.

Ранее было установлено, что риск развития болезни Альцгеймера можно предсказать еще в школьные годы. В 1960 году было проведено исследование среди почти полумиллиона американских подростков из 1353 государственных школ. В тестах оценивались познавательные способности подростков — математические способности, знание языка, пространственное восприятие. Оценив их состояние здоровья в наши дни, исследователи установили — те из участников исследования, которые по результатам тестов в подростковом возрасте набрали меньшее количество баллов, были сильнее предрасположены к болезни Альцгеймера.

Болезнь Альцгеймера чаще развивалась у тех участников, которые подростками могли запомнить меньшее количество слов и испытывали трудности с техническим мышлением.

Мужчины, чей балл оказался ниже среднего, на 17% больше рисковали пострадать от болезни Альцгеймера, чем те, кто оказался в лучшей половине. Для женщин этот показатель составил 16%.

В перспективе исследователи планируют рассмотреть также на меньшей выборке из этого исследования — 22 тыс. человек — изменения в работе мозга с течением времени. Они собираются изучить долгосрочное влияние школьного образования на здоровье мозга и влияние социально-экономического статуса на когнитивные способности и особенности психики, особенно у темнокожего населения. Также они оценят качество образования в разных школах, чтобы выяснить, влияют ли расовые или этнические особенности на получение образования и как это сказывается на риске развития слабоумия.