Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Страшный сюжет»: как немцы потопили «Ланкастрию»

80 лет назад немцы потопили британский лайнер «Ланкастрия»

17 июня 1940 года немецкий бомбардировщик потопил лайнер «Ланкастрия», эвакуировавший британских военных и гражданских лиц из Франции. На борту корабля находились около 9 тыс. человек, жертвами трагедии стали до 6,5 тыс. Эта катастрофа считается одной из крупнейших в морской истории.

Британская компания Cunard Line, оператор пассажирских перевозок через Атлантику, в двух мировых войнах потеряла несколько океанских лайнеров из-за немецких атак. 7 мая 1915 года подлодка U-20 торпедировала у берегов Ирландии турбоход «Лузитанию». Корабль затонул в течение 18 минут. Погибли 1198 человек из 1958, находившихся на борту. Вероломная атака на мирное судно настроило общественное мнение многих стран против Германии и в конечном счете способствовала вступлению США в Первую мировую войну. Похожая история случилась 17 июня 1940 года с лайнером «Ланкастрия», который после начала Второй мировой использовался в качестве транспорта для переброски войск.

В конце мая — начале июня этого года английские и французские войска потерпели поражение в битве за Дюнкерк.

Следствием военной неудачи явилась операция «Динамо» по эвакуации армий союзников морем в Великобританию. Суммарно через проливы Ла-Манш и Па-де-Кале были переправлены около 338 тыс. военных, хотя первоначально адмиралтейство планировало спасти не более 45 тыс. солдат и офицеров. Для повышения эффективности эвакуации были мобилизованы в том числе гражданские и частные суда.

Большие потери при этом нес английской военно-морской флот. Еще в конце мая немецкие торпедные катера потопили эсминец «Уэйкфул», а пришедший ему на помощь эсминец «Графтон» пал жертвой подлодки U-62. Французский эсминец «Бурраск» подорвался на минном заграждении. Совокупные потери королевского флота составили 71 корабль из 720, задействованных в операции. Тем не менее считается, что английские моряки успешно справились с возложенной на них непростой миссией. Союзники сумели сберечь людские ресурсы, что в будущем предопределило поражение Третьего рейха.

Особняком в ряду потерь британских ВМС стоит гибель большого транспорта «Ланкастрия». Трагедия с огромным количеством человеческих жертв произошла, когда лайнер вывозил английских солдат из портового города Сен-Назер в устье Луары на западном побережье Франции в Бретани. В тот день французское правительство пораженцев во главе с маршалом Анри Петеном запросило Германию о перемирии. Париж уже был взят силами вермахта, до полной капитуляции Франции оставалось пять дней.

Британцев шокировали эти известия. Еще не успевшие эвакуироваться с материка английские части требовалось срочно перебросить на родину: после заявления Петена они оказались в сложной ситуации.

К утру 17 июня из общего числа в 124 тыс. английских военных, пока находившихся во Франции, выбраться оттуда смогли 57 тыс. Развернулась широкомасштабная морская операция.

По имеющимся оценкам, которые приводит в своей книге «Вторая мировая война» историк Энтони Бивор, пассажирский лайнер «Ланкастрия» компании Cunard Line принял на борт более 6 тыс. человек. Солдатами и офицерами были 4,5 тыс. из них 200 – членами экипажа. Остальные – гражданские лица: персонал посольства Великобритании и сотрудники коммерческих предприятий. Точное количество находившихся на «Ланкастрии» неизвестно. Причем, согласно данным других исследователей, общее число эвакуировавшихся могло доходить даже до 9 тыс.

Гигантский лайнер бороздил Мировой океан с 19 июня 1922 года. В мирное время он был способен принять на борт 2180 пассажиров трех классов и 330 членов экипажа и первоначально назывался «Тиррения», однако был переименован в «Ланкастрию» по просьбам завсегдатаев трансатлантических вояжей. До 1932 года корабль выполнял регулярные рейсы из Ливерпуля в Нью-Йорк, а в дальнейшем приобрел круизную специализацию, ходил по Средиземному морю и вдоль Северной Европы.

10 октября того же года «Ланкастрия» спасла экипаж бельгийского грузового судна SS Scheldestad, терпевшего бедствие в Бискайском заливе. Начало Второй мировой войны застало лайнер на Багамских островах. По решению правительства Великобритании корабль был реквизирован для военных нужд. Ненужные детали с него удалили, добавив пушки и перекрасив в серый цвет под броненосец. В первые месяцы войны «Ланкастрия» перевозила людей и грузы между Канадой и Великобританией. В апреле 1940-го лайнер участвовал в операции «Алфавит» по эвакуации войск союзников из Норвегии. На обратном пути «Ланкастрия» подверглась бомбардировке. Однако ей удалось избежать серьезных повреждений. Это вселило в командование уверенность в надежности корабля перед ударами неприятеля.

Во время июньской эвакуации Ланкастрию» должен был сопровождать лайнер «Франкония». Однако по пути из Лорьяна он получил серьезные повреждения в результате воздушного налета и экстренно направился в Англию на ремонт. «Ланкастрии» пришлось выходить на маршрут в одиночку. В Сен-Назер лайнер прибыл поздно вечером 16 июня 1940-го. Из-за особенностей местного порта ему пришлось встать на якорь примерно в 8 км к юго-западу от города. На рейде также находились около 30 торговых судов всех размеров.

Рано утром на «Ланкастрию» поднялись представители флота с целью оценить грузовые возможности корабля. Капитан Рудольф Шарп заявил, что уже везет 2653 человек из Норвегии, поэтому может взять на борт еще максимум 3 тыс. пассажиров. В ответ от него потребовали забрать из Франции столько людей, сколько возможно «без учета ограничений международного права». В течение нескольких часов эсминцы, буксиры и рыбацкие лодки переправляли на «Ланкастрию» и другие крупные суда военных и гражданских. Периодически они становились мишенью немецкой авиации.

К полудню лайнер оказался забит под завязку. Люди заняли все доступные места, включая грузовые трюмы.

Один из участвовавших в операции офицеров называл цифру в 7,2 тыс. человек. Капитан Шарп оценивал количество людей в 5,5 тыс.

Дальнейшие события показали, насколько рискованным является использование больших судов в районе действия вражеской авиации. Немецкий бомбардировщик Junkers Ju 88 атаковал «Ланкастрию» в 15:50. В корабль попали три или четыре бомбы. В течение 15-20 минут он затонул в 17 км от Сен-Назера.

Когда лайнер начал крениться на правый борт, люди перебежали на противоположную сторону в надежде восстановить равновесие. Это не помогло. «Ланкастрия» имела 16 шлюпок и 2,5 тыс. спасательных жилетов. Однако из-за повреждения корпуса многие лодки не могли быть спущены на воду. В первую шлюпку посадили женщин и детей. При погрузке она перевернулась, поэтому пришлось снимать с палубы вторую. Прыгавшие за борт мужчины погибали при ударе о корпус судна или ломали шеи о спасательные жилеты при попадании в воду.

Когда «Ланкастрия» начала переворачиваться, нескольким людям удалось забраться на днище корабля. В последние минуты своей жизни они пели песни «Roll Out the Barrel» и «There'll Always Be an England». Лайнер окончательно скрылся под водой в 16:12. Времени на спасательную операцию с привлечением других судов практически не было. Многие оказавшиеся в воде пассажиры утонули из-за нехватки жилетов, умерли от переохлаждения или задохнулись от мазута.

Немецкий Junkers расстреливал барахтавшихся в море людей из пулемета.

Чуть позже выживших забрали пришедшие в район бедствия британские и американские корабли. Спасти удалось 2477 человек. Около 100 из них были живы по состоянию на 2011 год. Многие семьи так и не узнали обстоятельства гибели своих родных. Точно установлен факт смерти 1738 пассажиров «Ланкастрии». Считается, что жертвами могли стать от 3 до 5,8 тыс. человек. Есть историки, которые приводят еще более внушительную цифру – 6,5 тыс. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль запретил публиковать информацию о случившемся с «Ланкастрией», заявив, что «газетам сегодня и без того хватает страшных сюжетов».

По одной из версий, гибель «Ланкастрии» является крупнейшей по количеству жертв морской катастрофой в истории Великобритании, превосходя масштабами крушения «Титаника» и «Лузитании» вместе взятые. Капитан Шарп выжил и в дальнейшем командовал кораблем «Лакония». 12 сентября 1942 года он погиб вместе с судном после атаки немецкой подлодки U-156 у побережья Западной Африки.

Загрузка