Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Технологии

Следы мух и человека: изучен микробиом рисунков да Винчи

Прослушать новость
Остановить прослушивание

Ученые исследовали микробиом зарисовок да Винчи

В микробиоме рисунков Леонардо да Винчи присутствуют грибки, неожиданно большое число бактерий и человеческая ДНК, очевидно, принадлежащая реставраторам, выяснили австрийские ученые. Эти данные позволят как подбирать наиболее подходящие условия для хранения работ да Винчи и других художников, так и определять подделки.

Группа ученых из Австрии и Италии под руководством специалистов из австрийского Университета природных ресурсов и прикладных наук исследовала микробиом рисунков Леонардо да Винчи. О работе они рассказали в статье в журнале Frontiers in Microbiology.

«Наше культурное наследие — это ценное имущество, которое мы должны защищать, чтобы передать его нашим будущим поколениям, — пишут авторы работы. -— Одно из величайших удовольствий — это посещение постоянных и временных выставок. Наиболее ценные произведения выставляются или хранятся в определенном музее, библиотеке или выставочном зале в оптимальных для них условиях. Но также эти произведения обычно используют для определенных тематических выставок в других музеях или выставочных залах по всему миру.

Поэтому необходимо разработать метод мониторинга рисков микробного заражения, которое может произойти во время упаковки, транспортировки и выставления на других объектах, и обеспечить возможность сравнения до и после этих выставок».

Сейчас существуют методы, позволяющие оценить влажность, температуру и другие параметры окружающей среды, которые важны для сохранности картин и прочих произведений искусства. Однако знания о микробиоме работ позволят подбирать оптимальные параметры.

Объектами исследования стали семь работ да Винчи — зарисовки насекомых, лошадей, человека, а также автопортрет (впрочем, о его авторстве ведутся споры — он может быть и подделкой под работы художника). С помощью систем микроабсорбции ученым удалось получить «слепки» микробиома рисунков.

У рисунков оказался весьма богатый микробиом с большим количеством бактерий, грибков и человеческой ДНК. Большая часть этого материала попала на бумагу спустя долгое время после смерти да Винчи и, очевидно, принадлежит реставраторам и другим людям, взаимодействовавшим с работами. Исследователи не изучали человеческую ДНК настолько досконально, чтобы можно было определить, кому именно она могла принадлежать.

Сюрпризом для исследователей стало большое количество бактерий, особенно по сравнению с грибками — обычно на бумаге преобладают именно грибки. Но на рисунках да Винчи было много бактерий, характерных для людей и насекомых — вероятно, мух, которые испражнялись на бумагу (ученым удалось визуализировать помет). Также бактерии могли проникать с мелкой пылью в контейнеры, где хранились рисунки.

Кроме того, микробиомы рисунков, на момент исследования хранившихся в одном месте, оказались схожи.

«Мы отметили некоторые сходства, на которые могло повлиять географическое расположение рисунков, — пишут исследователи. — Некоторые таксоны были обнаружены только на рисунках, хранящихся в Туринской королевской библиотеке, в то время как другие таксоны были обнаружены только на рисунках, хранящихся в Корсинской библиотеке в Риме».

«В целом, биологическая информация, содержащаяся в исследуемых рисунках, показала очень специфические микробиомы, которые можно использовать в качестве био-архива истории объектов, предоставляя своеобразную дактилоскопическую информацию для настоящих и будущих сравнений», — заключают они.

Полученные данные можно использовать также для обнаружения микроорганизмов, способных повредить картину. Кроме того, они могут быть полезны при поиске подделок — если стиль художника можно скопировать, то воссоздать характерный микробиом будет уже проблематично.

Ранее исследователи из Университета Пуатье обнаружили набросок, на основе которого создавалась «Мона Лиза». С помощью технологии, способной обнаруживать свет, отраженный на 13 длинах волн, они выявили угольные линии в более светлых областях картины.

Спольверо — это появившаяся в Италии техника, при которой контур рисунка переносится на холст, стену или другую поверхность с помощью наполненного темным порошком (например, древесным углем) полотняного мешочка, который прикладывают к прижатому к поверхности перфорированному эскизу на бумаге или пергаменте. Порошок проникает через проколотые на бумаге отверстия, оставляя контуры рисунка в виде образованных мелкими точками линий.

Более ранние исследования показали, что да Винчи использовал спольверо для создания других своих известных картин — например, «Дамы с горностаем», «Портрета Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньеры».

Однако это первый раз, когда на «Моне Лизе» удалось обнаружить следы спольверо, отмечают авторы работы.

А, значит, есть шанс, что где-то сохранился и сам набросок, сделанный рукой Леонардо да Винчи — и, вероятно, поза Моны Лизы на нем другая. По проявленному наброску видно, что да Винчи внес коррективы в окончательную композицию.