Древние акулы пережили массовое вымирание. Ученые не знают, в чем причина

Ученые озадачены исчезновением 19 млн лет назад большинства акул

Большая часть акул внезапно вымерла совсем недавно по геологическим меркам, обнаружили американские ученые. Объяснить исчезновение более двух третей популяции исследователям пока не удается.

Исследователи из Йельского университета и Атлантического колледжа (США) выявили массовое вымирание акул в миоцене. 19 млн лет над исчезло около 70% этого надотряда рыб. О своих находках ученые рассказали в журнале Science.

Большая часть информации, что известна науке о древних экосистемах моря, получена из окаменелостей. Значительная их часть образуется в отложениях мелководий — что весьма ограничивает знание человечества о фауне остальных частей океана.

Исследователи изучали ихтиолиты – крошечные плакоидные чешуйки (костные пластинки) акул и зубы костных рыб, которые естественным образом откалывались и опускались на морское дно.

Добыли их палеонтологи из глубоководных — около 5700 метров — кернов, пробуренных в двух разных полушариях. Ихтиолиты позволяют проследить за различными типами акул и их численностью на протяжении тысяч лет, даже несмотря на то, что установить с их помощью видовую принадлежность бывает сложно.

«Мы случайно натолкнулись на это вымирание, — рассказывает ведущий автор работы, постдок Йельского университета Элизабет Сайберт. — Я изучала микроископаемые – зубы рыб и акул – в глубоководных отложениях. Мы решили составить картину биоразнообразия рыб и акул за 85 миллионов лет, просто для того, чтобы понять, что из себя представляет нормальная изменчивость их популяции в долгосрочном плане. Что мы обнаружили, однако, так это резкое падение численности акул около 19 миллионов лет назад».

В то время уровень накопления акульих чешуек по сравнению с другими микроископаемыми в изучаемых кернах резко сократился. Если до этого на одну окаменелость акулы приходилось пять рыбьих, то после него – 100. Чтобы проверить гипотезу массового вымирания, Сайберт совместно со своей коллегой Лией Рубин решили классифицировать чешуйки. На основе 19 их различных черт — таких, к примеру, как форма или ориентация выступов – они распределили 1263 чешуйки на 88 групп. Эти группы не обязательно соответствовали тому или иному виду, но свидетельствовали о видовом разнообразии, подчеркивают авторы.

Всего за 100 тысяч лет вымерло более 70% акул во всем мире — это в два раза больше, чем во время знаменитого мел-палеогенового вымирания, когда 66 миллионов лет назад с лица Земли пропали динозавры. Из 88 групп чешуек осталось только девять

Исчезновение акул было глобальным – его следы обнаружились в кернах как из Северного, так и Южного полушарий. При этом доля вымерших океанических акул была выше, чем их собратьев, обитавших в прибрежных водах, — их численность сократилась на 90% процентов.

В то же время данных о резких изменениях климата или других экологических катастрофах в это время нет. «Не известно ни об одном значительном изменении в истории Земли в этот период. Тем не менее, именно в этот отрезок времени сама природа хищничества в открытом море преобразилась», — подчеркнула Сайберт.

Не объяснить вымирание и естественным отбором среди морских высших хищников – оно случилось за несколько миллионов лет до того, как на сцене появились те же китовые или тунцы.

Ученые надеются, что их открытие, как и другие обнаружения массовых вымираний, может подстегнуть волну исследований, посвященных его причине, и, возможно, более ранним потрясениям глобальной экосистемы, приведшим к нему. Кроме того, исследователи ожидают, что их находка поможет понять некоторые особенности современных акул – почему, например, их популяция так и не восстановила своей численности с момента вымирания в миоцене.

Возможно, дальнейшее изучение обнаруженного учеными вымирания поможет понять и происходящее сейчас – согласно данным недавнего исследования, за последние 50 лет исчезло 70% океанических акул. «Современное состояние убывающей популяции акул представляет повод для беспокойства. Наша работа позволяет поставить в контекст сокращение их численности за последние 40 млн лет. Это первый шаг на пути к пониманию того, какие последствия могут нести подобные сокращения популяции высших хищников», — отметила Лия Рубин.