Попка — не дурак: какаду учат друг друга рыться в помойках

Ученые три года подглядывали, как какаду открывают мусорные баки

Ученые установили, что дикие какаду в пригородах Сиднея учат сородичей сбрасывать крышки с мусорных контейнеров в поисках пищи. За несколько лет наблюдений орнитологи определили, что такое поведение птиц передается не генетически, а через социальное обучение. При этом обладающих новыми навыками какаду становится все больше. Исследование стало также ярким примером «гражданской науки» — с помощью онлайн-опросов к наблюдению за птицами ученые привлекли местных жителей.

Международный коллектив орнитологов установил, что в пригородах Сиднея (Австралия) дикие какаду обучают друг друга добывать пищу из мусорных баков. Об этом сообщается в журнале Science.

Совместное исследование учёных Института поведения животных Макса Планка (Германия), Австралийского музея и Общества охраны природы Таронга позволило впервые определить, что способность диких больших желтохохлых какаду (Cacatua galerita) сбрасывать крышки с контейнеров для отходов распространяется не генетически, а через социальное обучение.

В 2018 году австралийский орнитолог Ричард Мейджор поделился видео со своей европейской коллегой Люси Аплин, на котором какаду снимает крышку с закрытого мусорного бака при помощи клюва и лапы. Учёные решили объединиться и систематически исследовать необычное явление. Задачу исследователям облегчало то, что австралийские мусорные баки имеют единый дизайн по всей стране, а большие желтохохлые какаду населяют всё восточное побережье.

В течение трех лет исследователи следили за этими птицами: они провели более 160 прямых наблюдений, а также использовали методы «гражданской науки» — привлекли к работе добровольцев из числа местных жителей. В течение полутора лет орнитологам помогали 1322 человека в 478 пригородах Сиднея и соседнего города Вуллонгонга. И если до 2018 года какаду умели открывать мусорные баки только в трёх районах, то же к концу 2019 года стало известно, что новым навыком искать себе пропитание обладают птицы из уже 44 районов Сиднея и окрестностей. Учёные отметили, что новое поведение пернатых быстрее распространялось на близлежащие районы, нежели на отдалённые кварталы или общины, окруженные лесами. По их мнению, это указывает на то, что эта способность не проявляется случайным образом, а передаётся от одной птице к другой по цепочке.

«Результаты работы показывают, что птицы действительно научились поведению от других какаду из соседних районов», — пояснила один из ведущих авторов исследования Барбара Кламп (Германия).

В целом ученые заметили, что какаду из одного района как правило имели сходные техники открывания баков. Орнитологи сделали вывод, что такое поведение, вероятно, возникло в 3 районах, а затем распространилось на другие (41 район). В ходе исследования учёные пометили 500 какаду небольшими пятнами краски, чтобы идентифицировать отдельных особей. Это позволило установить, что только 10 процентов птиц могут открывать контейнеры, и большинство из них были самцами. Остальные птицы при этом ждали момента, когда «первопроходцы» сбросят крышку.

При этом, отмечают исследователи, было замечено и исключение: в конце 2018 года один какаду на севере Сиднея заново изобрел технику добычи отходов, а птицы в соседних районах скопировали его поведение.

«Дети являются мастерами социального обучения. С раннего возраста они копируют навыки других детей и взрослых. При этом есть и несколько известных примеров, когда животные обучают друг друга. Для нас стали настоящим вызовом результаты нашей работы, показавшие, что передача способности добывать пищу не связана с генетикой», — пояснила Барбара Кламп.

По словам Ричарда Мейджора, орнитолога с 20-летним стажем, как и многие австралийские птицы, такие как розовые какаду, большие желтохохлые какаду очень громкие и агрессивные.

Его коллега Джон Мартин из Общества охраны природы Таронга добавляет, что «какаду — это панки птичьего мира». Ученый полагает, что это подтверждают как поведение, так и внешний вид птиц. Подобный эффект создают прыжки, взмахи крыльями и махи головой в сочетании с хохолками, напоминающими панковские «гребни».

«Кроме того, они еще невероятно умны, упрямы и блестяще приспособлены к жизни рядом с людьми», — отмечает Мейджор.

Ученые заявили, что продолжат исследование какаду с привлечением добровольцев в 2021 году.