Уменьшает опухоль на треть: создано устройство для лечения рака мозга

Ученые придумали, как убивать глиобластому с помощью магнитного поля

Устройство, способное уменьшать смертельные опухоли мозга с помощью магнитного поля, разработали специалисты из США. Им удалось уменьшить глиобластому у пациента на 31% всего за пять недель, но мужчина умер после неудачного падения. Ученые рассчитывают, что в дальнейшем новая технология позволит бороться с опухолями без химиотерапии и лучевой терапии.

Глиобластома — наиболее частая и агрессивная форма опухоли мозга. Удалить ее полностью невозможно — если затронуть здоровые ткани мозга, можно повредить жизненно важные отделы. Поэтому основной способ борьбы с глиобластомой — уменьшить ее размер и тем самым продлить жизнь пациента.

За последние 40 лет выживаемость при глиобластоме практически не выросла. Кроме хирургических операций пациентам нужны лучевая терапия и химиотерапия, которые требуют много денег и плохо переносятся, многие больные так и не проходят курсы до конца. Все это говорит о необходимости найти иные терапевтические подходы.

Ранее свою эффективность показало устройство Optune, которое генерирует переменные электрические поля низкой интенсивности, способные вызывать гибель раковых клеток. С его помощью удалось увеличить общую выживаемость пациентов с впервые диагностированной глиобластомой на 31%. Хотя речь идет лишь о паре месяцев жизни, даже такой результат оказался весьма обнадеживающим.

Дальнейшие эксперименты показали, что магнитные поля тоже способны влиять на опухолевые клетки.

Исследователи из Института неврологии Хьюстонской методистской больницы разработали устройство Oncomagnetic, генерирующее с помощью вращения сильных постоянных магнитов осциллирующие (такие, показатели колебаний которых периодически повторяются во времени) магнитные поля. Устройство имело форму шлема и, в отличие от Optune, не требовало бритья головы. Эксперименты на клеточных культурах и мышах показали, что устройство способно нарушить транспорт электронов в дыхательной цепи митохондрий, тем самым вызвав гибель раковых клеток.

Первым испытуемым стал 53-летний мужчина, у которого в 2018 году врачи диагностировали глиобластому левой лобной доли. Его прооперировали, затем мужчина получал лучевую терапию и химиотерапию, но опухоль продолжала расти. Генная терапия тоже не помогла. В 2020 году он дал согласие на экспериментальное лечение с помощью Oncomagnetic.

Первые дни пациент использовал устройство в больнице, под контролем врачей. Затем — дома, с помощью жены. Постепенно время ношения Oncomagnetic увеличивалось и дошло до шести часов. Раз в 1-2 недели исследователи проводили МРТ мозга пациента. Обследования показывали, что опухоль уменьшалась.

Эксперимент пришлось приостановить на 37 день — мужчина упал и сильно ушиб голову. Вскоре он скончался.

Родственники позволили ученым вскрыть череп мужчины и изучить мозг.

«Благодаря мужеству этого пациента и его семьи мы смогли проверить и убедиться в потенциальной эффективности первой в мире неинвазивной терапии глиобластомы, — говорит доктор Дэвид Баскин, соавтор исследования. — Согласие семьи на вскрытие после безвременной кончины их близкого стало неоценимым вкладом в дальнейшее изучение и развитие этой потенциально мощной терапии».

Опираясь на результаты МРТ и вскрытия ученые подсчитали, что за пять недель опухоль уменьшилась на 31%.

Об этом они сообщили в статье в журнале Frontiers in Oncology.

При использовании Optune опухоли уменьшаются в среднем на 15% за три месяца, отмечают исследователи.

Авторы работы не связывают травму с лечением — пациент и до этого несколько раз падал. Также они подчеркивают, что домочадцы сообщили об улучшении речи и когнитивных функций мужчины. Хотя это и субъективные впечатления, не исключено, что уменьшение опухоли благотворно сказалось на работе мозга.

На 30-й день исследования пациент пожаловался на головные боли, но врачи связывают их с гипертензией, которая была обнаружена у него ранее и от которой он принимал лекарства. После повышения дозировки лекарств боли пропали.

Неинвазивная терапия с помощью генерирующих магнитные поля устройств представляется безопасным и эффективным новым методом лечения глиобластомы, который потенциально имеет много преимуществ по сравнению с существующими методами лечения», — заключают авторы работы.

«Представьте себе лечение рака мозга без лучевой терапии или химиотерапии, — говорит Баскин. — Наши результаты, как полученные в лаборатории, так и с этим пациентом, открывают новый мир неинвазивной и нетоксичной терапии рака мозга, с множеством захватывающих возможностей в будущем».

Делать однозначные выводы о темпах сокращения размеров опухоли пока рано, подчеркивают они — исследование проводилось лишь на одном пациенте и не дошло до конца. Исследователи надеются, что в дальнейшем им удастся набрать больше добровольцев и получить более полную информацию об эффективности и возможных побочных эффектах новой терапии.