Размер шрифта
А
Новости
Размер шрифта
А

«Есть касание»: российский сегмент МКС увеличился за счет «Науки»

Модуль «Наука» успешно пристыковался к Международной космической станции

Российский сегмент МКС увеличился после стыковки с ним многоцелевого лабораторного модуля «Наука». За нелегкой судьбой и полетом модуля к станции следила «Газета.Ru».

Спустя восемь дней после запуска с космодрома Байконур модуль «Наука» наконец пристыковался к Международной космической станции. Стыковка состоялась по расписанию, в 16.29 мск, как ранее анонсировал Роскосмос.

Трансляцию сближения модуля с МКС вела пресс-служба Роскосмоса. «Есть касание, есть сцепка», — прокомментировал стыковку летчик-космонавт Сергей Прокопьев.

Ранее специалисты Центра управления полетами (ЦУП) не выявили механических помех для стыковки модуля и заключили, что внеплановый выход космонавтов в открытый космос не требуется.

Модуль «Наука» был запущен 21 июля с Байконура тяжелой ракетой «Протон-М», однако вскоре из неофициальных источников стало ясно, что выведение его на нужную орбиту пошло не совсем по плану. Так, во время запуска «Науки» на орбиту генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что Барнаульская станция временно не принимала телеметрию. Позже в Роскосмосе уточнили, что солнечные батареи и антенны модуля раскрылись.

Кроме того, сообщалось о нескольких нештатных ситуациях на борту модуля, среди которых замечания к работе датчиков инфракрасной вертикали, нераскрывшаяся антенна системы сближения «Курс», проведенный не с первого раза тест самой системы «Курс» и нештатная ситуация с двигательной установкой.

Главное опасение экспертов вызывало невключение маршевых двигателей модуля для поднятия орбиты в первые часы после старта. Если бы этого не произошло, модуль на низкой орбите долго бы не протянул – чиркая по верхним слоям атмосферы он мог бы сойти с нее уже спустя пару дней.

Так, давний критик Роскосмоса, эксперт Вадим Лукашевич, ссылаясь на свои источники в отрасли несколько раз писал в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), что запланированная на 29 июля стыковка не состоится. «Первым скажу то, что пока никто, не говоря уже о Роскосмосе, открыто сказать не решился: запланированная на 29 июля стыковка с МКС запущенного вчера модуля «Наука» не состоится», — написал он в посте, который в настоящее время недоступен.

По его словам, стыковка 29 июля невозможна по причине нарушения графика коррекций орбиты, из-за которого дата стыковки должна была уйти вправо.

Впрочем, спустя несколько суток сообщения об отказах поступать перестали, и Дмитрий Рогозин в Twitter написал, что «параметры орбиты МЛМ «Наука» соответствуют расчетным».

Запуск «Науки» — пожалуй, главное событие в российской космонавтике с начала 2021 года, поскольку модуль относится к двум главным «долгостроям» Роскосмоса. Модуль должен был полететь на МКС еще 12 лет назад, однако старт постоянно откладывали. Отправке, в частности помешало то, что в его трубопроводах и топливных баках нашли металлическую стружку, которая могла оставить его на Земле навсегда.

«Наука» должна существенно повысить научную отдачу от российского сегмента – эксперты давно говорят, что по сравнению с американскими коллегами российские космонавты проводят на станции несравнимо меньше научных экспериментов.

Присоединение к российскому сегменту МКС модуля «Наука» значительно расширит возможности для проведения экспериментов российскими космонавтами. Об этом «Газете.Ru» заявил ранее член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России Александр Хохлов. «Важны не конкретные эксперименты, важно увеличение объема для их проведения и хранения оборудования. Теперь у нас есть куда ставить научное оборудование, которое будут привозить на «Прогрессах». Никогда такого пространства для научных экспериментов на нашем сегменте не было», — пояснил эксперт.

По его словам, важным станет и появление универсальных рабочих мест снаружи модуля. «Теперь космонавты будут помещать научный прибор внутрь шлюзовой камеры, закрывать ее изнутри, открывать снаружи, и с помощью манипулятора ЭРА ставить прибор на универсальное рабочее место, где есть разъемы для передачи научной информации и электропитания, — пояснил Хохлов. – Основная работа будет выполняться манипулятором, который будет управляться изнутри с помощью пульта».