Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Красный крест не помог. Последний поход «Армении»

80 лет авиация фашистов потопила советский теплоход «Армения»

80 лет назад немецкий бомбардировщик потопил плавучий морской госпиталь «Армения», который эвакуировал людей из Крыма. Погрузка шла в панике, и потому никто не знает точное число жертв, которое может достигать десяти тысяч человек.

7 ноября 1941 года произошла одна из крупнейших морских катастроф в истории: немецкой авиацией был потоплен советский теплоход «Армения», перевозивший, по разным оценкам, от пяти до десяти тысяч человек.

По числу жертв эта катастрофа в несколько раз превосходит гибель «Титаника» или нападение на Перл-Харбор, но в советское время все данные о трагедии были засекречены, лишь с наступлением Перестройки о ней стало можно говорить.

После обнародования обстоятельств гибели корабля возникли споры, поскольку некоторые историки считали, что он затонул из-за ошибок командования и нарушения приказов капитаном, который отправился в путь раньше срока и подставился под удар. Однако недавний анализ документов, проведенный специалистами, опровергает версию о самоуправстве капитана.

Теплоход построили в 1928 году как круизный лайнер, длиной 112 метров и водоизмещением 5770 тонн. Он совершал рейсы по маршруту ОдессаБатуми — Одесса, но в 1941 году с началом войны был переоборудован в санитарный транспорт. В нем организовали операционные и перевязочные, убрав часть внутренних перегородок, в результате чего нормальная пассажировместимость в 950 человек уменьшилась до 450. Судно находилось в распоряжении флота с 10 августа, и за это время успело спасти около 16 тысяч человек во время обороны и эвакуации Одессы.

К концу октября немецкая армия под командованием генерала Манштейна вторглась в Крым, преодолела Перекоп и вышла к Севастополю. Городу предстояла долгая осада и кровопролитные бои, и из него вывозили все, что можно. Утром 6 ноября в Севастополе началась посадка на «Армению», она происходила стихийно, так что никто не знает точно, сколько на нем в итоге было людей. Среди прочего, на теплоход погрузились несколько флотских госпиталей вместе ранеными, медперсоналом и оборудованием. После этого команде корабля приказали отправиться в Ялту и принять на борт людей для эвакуации, и около 17 часов «Армения» вышла в последнее плавание.

Уже это было большим риском.

Дело в том, что в 1941 году немецкая авиация не имела оборудования для точного ночного бомбометания, и безопаснее всего было ходить в ночное время.

Крупный и почти беззащитный транспорт как магнитом притягивал к себе вражеские самолеты несмотря на Красный крест, но в тот раз кораблю повезло. К тому же, судном командовал опытный капитан, представленный к ордену Боевого Красного Знамени, которому ранее неоднократно приходилось уходить от вражеских самолетов умелым маневрированием и применением зенитной артиллерии.

По дороге в Ялту корабль зашел в Балаклаву, где, по некоторым данным, на него погрузились сотрудники НКВД с грузом в деревянных ящиках. По одной из версий, они вывозили ценные экспонаты из крымских музеев, по другой — партийный актив, а ялтинский историк Алексей Спасенков в интервью Русскому географическому обществу заявил, что ни груза, ни сотрудников НКВД не было вовсе.

В 2 часа ночи теплоход прибыл в Ялту, где на него взошли представители партийного руководства Крыма и руководители лагеря «Артек» с семьями. В этот момент немецкие войска уже находились в пяти километрах от города в поселке Никита, поэтому эвакуация шла в панике. Люди набились во все помещения корабля, в основном — стоя.

К утру капитан корабля и советское командование оказались перед трудным выбором.

С одной стороны, при свете дня выход в море грозит гибелью. С другой стороны, немцы могли ворваться в город в любой момент, а стоящий неподвижно у причала корабль можно разбомбить как на тренировке, в то время как в море у него есть шанс увернуться.

В результате было принято решение отправляться утром в сопровождении двух сторожевых катеров, а истребителям было приказано прикрыть «Армению» на свой максимальный боевой радиус.

Долгое время это не было известно, пока в 2020 году историки не обнаружили дополнение к оперативной сводке 7 ноября. В ней летчики сообщают, что звено И-153 поднялось в воздух в 9:00, а в интервале между 10:20 и 10:40 «Армения» была атакована бомбардировщиком «Юнкерс-88».

В корабль попали две бомбы в районе носа, судно потеряло ход, стало зарываться носом и затонуло за четыре минуты. В этот момент в море бушевал семибалльный шторм, поэтому сопровождавшие «Армению» катера не могли эффективно применять оружие, чтобы отогнать бомбардировщик, а собственная хилая артиллерия переоборудованного пассажирского корабля была на это неспособна. Почти никто из пассажиров и команды не спасся, чаще всего встречаются упоминания о семи выживших. Летчики пробовали преследовать бомбардировщик и обстреляли его из пулеметов, но безуспешно.

Трагедия была засекречена, и мгновенно была «заметена под ковер». По мнению военного историка Александра Скорбача, больше других в этом были заинтересованы представители авиации, которых следователи НКВД могли бы назвать виновниками гибели корабля, хотя, конечно же, это несправедливо. Именно поэтому, считает специалист, упоминаний «Армении» нет в основной оперативной сводке.

Поиски корабля начались лишь в самом конце XX века. В 2017 году на дне моря нашли магнитную аномалию, свидетельствующую о большой массе металла, а в марте 2020 гидролокатор зафиксировал корпус корабля. Судно лежит на дне в 15 милях от берега на глубине в полтора километра, роботизированный подводный аппарат смог передать видео и фото «Армении».

«При этом надстройки и палубы имеют явные и ужасающие следы разрушений: леерные ограждения и другие вертикальные элементы вывернуты наружу. Скорее всего, это последствия взрывов от попадания авиационных бомб. Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна, то есть фашистские самолеты заходили на атаку с кормы», — говорится в пресс-релизе Русского географического общества. Это стыкуется с рапортом летчиков и опровергает версию о торпедах.

По мнению историков, к одной из крупнейших морских катастроф привело стечение трагических и преступных обстоятельств: готовность немцев атаковать корабль с символом «Красного креста», неспособность (или нехватка ресурсов) советского командования организовать прикрытие перегруженного транспорта, и шторм, не давший кораблям защищаться и не позволивший людям спастись вплавь.

Загрузка