Размер шрифта
А
Новости
Размер шрифта
А

Исследование: люди лгут, когда могут оправдать свое поведение и получить выгоду

Ученые выяснили, что люди предпочитают лгать только в тех случаях, когда ложь, во-первых, принесет им выгоду, а во-вторых, может быть оправдана с моральной точки зрения, причем как в глазах окружающих, так и в своих собственных. Подробнее с результатами работы исследователей можно ознакомиться в журнале Psychological Science.

Исследователи провели два эксперимента. В первом добровольцы наблюдали за тем, как компьютер в случайном порядке показывал им изображение игральных костей с разным количеством выпавших очков. Люди должны были называть число очков той игральной кости, которая располагалась ближе всего к определенному месту экрана исследователям. Чем больше было это число, тем больше денег получали участники эксперимента.

Результаты работы показали, что в первом опыте люди лгали достаточно определенным образом: только если число очков на игральной кости, располагающейся на втором месте от означенной цели, было больше, чем на первой кости. Таким образом, предполагают ученые, участники опыта могли оправдать свою ложь перед экспериментаторами и перед собой простой невнимательностью.

На самом деле о невнимательности речь не шла, так как ученые фиксировали движения глазных яблок испытуемых и понимали, на какие кости они смотрели и как долго сравнивали число очков на них. Ученые полагают, что двусмысленность ситуаций, которые могут принести выгоду, существенно влияет на моральный выбор человека. Исследователи советуют всем работодателям, которые хотят от своих сотрудников честности, обозначать задания как можно яснее и создавать такие условия их выполнения, в которых объяснить ложь ошибкой будет невозможно.