Размер шрифта
А
Новости
Размер шрифта
А

Исследование: в климатической катастрофе на Марсе виноваты вулканы

Международная группа планетологов обнаружила, что процесс образования древнего марсианского региона Фарсида (Тарсис) миллиарды лет назад вызвал катастрофические изменения климата планеты. Подробнее об этом можно узнать на сайте журнала Nature.

Регион Фарсида представляет собой огромное вулканическое нагорье в районе экватора. Здесь выделяют купол и плато Фарсида, а также впадину, которая частично окружает купол. В регионе расположены крупнейшие в Солнечной системе вулканы (потухшие), самый высокий из которых — гора Олимп — имеет высоту 26 км относительно среднего уровня высот на планете. Считается, что Фарсида образовалась около 4,1–3,7 млрд лет назад в результате мощного извержения вулканов. Это событие изменило наклон марсианской оси, в результате чего весь регион сместился ближе к экватору.

В новой работе ученые провели моделирование, позволившее восстановить топографию региона до образования вулканического плато. Оказалось, что для существования наблюдаемого распределения речных систем не требуется наличия вулканов Тарсиса. Это доказывает, что древние марсианские русла рек формировались в то же время, что и вулканы региона в Гесперийскую эру около 3–3,7 млрд лет назад. Авторы считают, что на протяжении всего времени образования вулканического плато Тарсис на регион выпадало много осадков.

Учёные считают, что формирование области Фарсида, по всей видимости, вызвало катастрофические изменения климата планеты. Новая работа открывает возможности для изучения геологии и климата древнего Марса в первый миллиард лет существования планеты.