Размер шрифта
А
Новости
Размер шрифта
А

Ученые обнаружили в России опасные типы золотистого стафилококка

Исследователи из Детского научно-клинического центра инфекционных болезней (ФГБУ ДНКЦИБ) обнаружили в России новые генетические линии золотистого стафилококка, импортированные из Ближнего Востока и Европы. Одна из этих линий оказалась устойчива к действию современных антибиотиков. Работа микробиологов, выполненная в рамках гранта Российского научного фонда (РНФ), опубликована в журнале Infection, Genetics and Evolution.

Золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus) – микроорганизм, вызывающий разнообразные инфекции у человека, начиная от воспаления кожных покровов, заканчивая тяжелыми инфекциями кровотока. До внедрения пенициллина в клиническую практику S.aureus был главной причиной летальных исходов при бактериальных инфекциях. Этот микроорганизм может абсолютно бессимптомно колонизировать кожные покровы и носоглотку у человека и животных. Однако настоящую угрозу представляют метициллинрезистентные стафилококки (Methicillin-resistant S.aureus – MRSA). Этот тип золотистого стафилококка обладает множественной лекарственной устойчивостью – он невосприимчив к действию всей группы бета-лактамных антибиотиков, которая включает пенициллины, все цефалоспорины и карбапенемы. Из-за того, что устойчивость дополняется резистентностью (способностью к сопротивлению) и к другим антибиотикам, выбор препаратов для лечения инфекций, вызванных MRSA, весьма ограничен.

Метициллинрезистентный стафилококк был впервые зафиксирован в Великобритании в 1960-е годы. Примерно за 20 лет он распространился по всей Земле. Именно с MRSA часто связаны внутрибольничные (нозокомиальные) инфекции. В больницах пациенты с открытыми ранами и с ослабленной иммунной системой подвергаются большему риску инфицирования, чем другие пациенты. По данным CDC (Centers for Disease Control and Prevention — Центры по контролю и профилактике заболеваний США), в Соединенных Штатах ежегодно регистрируются около 80 000 таких инфекций, 11% которых заканчиваются летальным исходом. В недавно опубликованном исследовании ученые подсчитали, что время пребывания пациента в стационаре с MRSA-инфекцией достигает 76 суток при стоимости терапии в 33500 долларов США. В связи с этим, в 2016 году на объединенном собрании представителей ООН и ВОЗ, MRSA был включен в список микроорганизмов, угрожающих человечеству. Данные по распространению бактериальной инфекции MRSA и смертности на территории России на сегодняшний день отсутствуют.

Как и у многих других бактерий, у MRSA клональная структура популяции. Это значит, что колонии бактерий растут в одном месте и размножаются вегетативным путем: новый организм образуется из части материнского, у бактерий это происходит путем деления клетки. В колонии можно выделить как относительно «безобидные» клоны, так и, наоборот, опасные – высоковирулентные, способные к заражению, и устойчивые к новым антибиотикам. Клоны MRSA связаны с какой-либо географической территорией: одни генетические линии охватывают огромные территории и, наоборот, можно выделить клоны-эндемики (например, высоковирулентный клон ST8-USA300 встречается только в США).

Микробиологи из ДНКЦИБ исследовали образцы стафилококков, в том числе MRSA, из 15 регионов России. Применяя комплекс различных методов, включающие молекулярно-генетические, ученые обнаружили, что среди образцов стафилококков были бактерии MRSA разных генетических линий, в том числе происходящие из Центральной Европы и Сектора Газа (Палестина). Микробиологи провели скрининговое исследование в Москве, чтобы выявить носителей золотистого стафилококка среди работников крупной торговой сети. В исследовании приняли участие более 2000 здоровых людей, у которых брали носоглоточные мазки. В 21% случаев был выявлен «обычный» золотистый стафилококк, а у 11 испытуемых обнаружили MRSA. Ученые отмечают, что количество выявленных бактерий находится в пределах нормы: никаких заболеваний у испытуемых нет. До настоящего момента данные по опасному штамму MRSA в России отсутствовали.

«Мы живем в эпоху глобализации, происходит постоянный обмен высоковирулентными (способными к заражению) клонами. Допустим, есть стафилококк неопасный, а есть опасный, который несет в геноме токсины и устойчив к действию антибиотиков. В своей работе мы обнаружили MRSA у здоровых людей, и по проведенным молекулярным данным выяснилось, что эти бактерии пришли к нам из Сектора Газа. Это интересная клональная линия. Пока она ничем нам не угрожает, но это бомба замедленного действия. Если пациент попадает в стационар с любой банальной инфекцией, то он может распространить такие нехорошие стафилококки», – пояснил опасность распространения MRSA один из участников исследования, кандидат биологических наук Владимир Гостев.

По словам автора, другая генетическая линия, пришедшая из Центральной Европы (ST228 – «Южно-Германский» клон), характеризовалась устойчивостью к цефтаролину, новому дорогому антибиотику, лишь недавно появившемуся в России.

Появление новых генетических линий MRSA требует изменения подходов к диагностике, лечению и принятию срочных мер по сдерживанию распространения стафилококковых инфекций.