Ученые МГУ впервые обнаружили сжимающийся белый карлик

Астрофизики из Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ совместно с российскими и итальянскими коллегами впервые обнаружили сжимающийся белый карлик. Увидеть это явление ученым помогла загадочная двойная звездная система в созвездии Кормы. Открытие ученых опубликовано в журнале MNRAS, сообщает пресс-служба МГУ.

Ранее астрофизики предполагали, что молодые белые карлики, компактные «останки» эволюции звезд солнечного типа, на ранней стадии своей жизни должны сжиматься. Согласно расчетам, из-за постепенного остывания радиус типичного белого карлика может сократиться на несколько сотен километров в течение первого миллиона лет его существования.
Ученые смогли найти четкие признаки сжатия белых карликов, наблюдая за источником рентгеновского излучения в двойной звездной системе редкого типа, расположенной на расстоянии 2000 световых лет от Земли. Ее внимательно изучают с помощью оптических, ультрафиолетовых и рентгеновских телескопов уже десятки лет.
«Благодаря этому открытию астрофизики смогут проверять модели эволюции молодых белых карликов. И искать похожие системы в галактике», — отметил главный автор статьи, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ, доктор физико-математических наук, астрофизик Сергей Попов.

В системе находится компактный объект, период вращения которого составляет всего 13 секунд. Что это — белый карлик или нейтронная звезда — было предметом споров на протяжении многих лет. Если это белый карлик, то тогда ученые имеют дело с самым быстрым вращением подобного объекта среди известных астрономам. Соответственно, источник в рентгеновском диапазоне наблюдается благодаря аккреции вещества, попадающего на карлика из звездного ветра от его звезды-спутника.
Недавно астрономы обнаружили, что скорость вращения компактного объекта уверенно растет на протяжении последних 20 лет. Попов и его коллеги предложили разгадку этого феномена: растущую скорость вращения легко объяснить тем, что белый карлик сжимается — подобно тому как фигурист складывает руки на груди, чтобы быстрее крутиться. По расчетам ученых, возраст звезды в системе составляет примерно два миллиона лет.

Силовики оценили сумму взятки Иванову в 1 млрд рублей