Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ученые разработали катализаторы для сжигания низкосортного топлива и отходов

Российские химики показали, что для создания катализаторов для эффективного сжигания низкосортного топлива (бурый уголь, торф и т. п.) и утилизации отходов пищевых и промышленных производств нет необходимости использовать дорогие металлы, например, платину или палладий: с этой задачей эффективно справляются композиты на основе оксидов железа и алюминия. Работа проходит в рамках проекта, поддержанного грантом Президентской программы исследовательских проектов Российского научного фонда, а ее результаты опубликованы в журнале Inorganic Chemistry.

Каталитическое сжигание топлива в кипящем слое катализатора позволяет эффективнее использовать традиционные виды топлива (уголь, торф), обеспечивая высокую производительность и экологичность процесса. Также можно утилизировать разные виды промышленных отходов, используя их как топливо. Чаще всего применяются вещества на основе платины и палладия, однако их использование довольно дорого. Наиболее перспективными катализаторами для этого процесса считаются дешевые соединения на основе оксидов железа и алюминия и их модификация оксидом меди.

Сотрудники Института катализа имени Г. К. Борескова СО РАН (Новосибирск) исследуют природу каталитического действия таких веществ и изучают механизмы протекающих на их поверхности реакций, чтобы в дальнейшем целенаправленно получать соединения с максимальной активностью. Для улучшения свойств катализаторов авторы используют промоторы –- специальные добавки, которые повышают такие характеристики как, например, активность или устойчивость к повышенным температурам. Однако в некоторых случаях промотирование катализаторов приводит к изменению их свойств: процессов восстановления и фазовых переходов -– смены фаз вещества под действием внешних условий.

«Мы исследовали процессы восстановления у ряда катализаторов на основе оксидов железа и алюминия, а также их модификации оксидом меди. Исследование проведено в режиме in situ –- то есть когда катализатор непосредственно помещался в восстановительную атмосферу, в нашем случае –- в поток угарного газа. Мы изучали его физико-химические параметры с помощью различных методов в температурном диапазоне от 20 до 700°С. Теперь мы понимаем, при каких температурах происходит активация и дезактивация катализатора, а также какие фазы в составе композитного соединения влияют на его активность и стабильность», – рассказал один из авторов статьи Андрей Сараев, руководитель проекта, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института катализа.

«В дальнейшем наша группа планирует исследовать эти же системы в условиях окислительно-восстановительной среды в присутствии паров воды. Эти условия максимально близки к протеканию реальных промышленных процессов», –- заключил Сараев.

Новости и материалы
Делегация Северной Кореи отправилась в Иран впервые за 5 лет
В Харькове повреждены многоэтажные здания, есть раненые
Экс-спикер Рады: отказ украинцам в консульских услугах приведет к потере целого поколения
Две трети россиян признали бесполезным худеть к лету
Ученые узнали, почему людям так сложно возрождать старую дружбу
Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
Госсекретарь США обсудит в Китае Россию
Ученые создали искусственные клетки и научились программировать их поведение
В аэропорту Сочи на борту самолета был задержан неадекватный пассажир
Половина россиян не знают симптомы диабета
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
Нападающий ЦСКА заявил, что рад смене тренера
Стали известны подробности задержания замминистра обороны
Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером
Байден заявил, что США являются единственным мировым лидером
В органах рассказали об оперативной разработке по делу замминистра обороны
Канада разрешила делать Airbus из российского титана
Канадец из ЦСКА назвал Москву лучшим местом для жизни
Все новости