Слушать новости
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Новости науки

Ученые разгадали тайну загадочного шестиугольника на Сатурне

Прослушать новость
Остановить прослушивание

Исследователи из Гарвардского университета под руководством Ракеша Ядава разобрались в причинах возникновения гигантского шестиугольника в атмосфере Сатурна. Таинственное образование на северном полюсе планеты было впервые обнаружено в начале 80-х годов аппаратами «Вояджер», и с тех пор ученые пытаются объяснить феномен. Шестиугольник огромен: он имеет около 25 000 километров в поперечнике, на его территории можно разместить около четырех земных шаров.

В статье в журнале PNAS, с которой ознакомилась «Газета.Ru», ученые описали трехмерную модель атмосферы, которую они протестировали в лабораторных условиях. Анализ показал, что вихрь, образующий шестиугольник, простирается вглубь атмосферы на тысячи километров.

Модель показала, что во внешних слоях атмосферы планеты-гиганта должны формироваться широтные течения, изменяющие направление и напоминающие те, что наблюдаются в действительности на планете. При этом в высоких широтах образуются полярные циклоны и высокоширотное течение с запада на восток.
«Анализ симуляции показал, что самоорганизующаяся турбулентность в форме гигантских вихрей ограничивает восточное течение, образуя шестиугольные формы», — написали ученые. – Мы утверждаем, что подобный механизм отвечает за восхитительную шестиугольную картину течений на Сатурне».