Астрономы разгадали тайну китайской сверхновой звезды 1181 года

Международная группа астрономов из Гонконга, Великобритании, Испании, Венгрии и Франции объявила о том, что едва заметная быстро расширяющаяся туманность, окружающая одну из самых горячих звезд Млечного Пути — звезду Паркера, — по всем признакам соответствует исторической сверхновой 1181 года, наблюдавшейся китайскими и японскими астрономами. Статья об этом опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters.

За последнее тысячелетие (начиная с 1006 года) в Млечном Пути вспыхивало всего пять ярких, так называемых исторических, сверхновых — упоминания о них можно найти в письменных источниках. И все, кроме «звезды-гостьи» 1181 года, удалось сопоставить с какими-нибудь остатками сверхновых (включая знаменитую Крабовидную туманность). В китайских и японских хрониках сказано, что звезда, появившаяся на небе 4–6 августа 1181 года, была столь же яркой, как планета Сатурн, и наблюдалась в течение 185 дней. Древние астрономы даже указали примерное место этой сверхновой на небосклоне, в созвездии Кассиопеи, однако подходящих остатков сверхновых в указанном месте не находилось.

Теперь астрономы обратили внимание на туманность Pa 30. Она расширяется с высокой скоростью — 1100 км/с (при такой скорости от Земли до Луны можно долететь за пять минут). Получается, что она сформировалась примерно 1000 лет назад, что соответствует времени появления сверхновой над Китаем. Туманность окружает звезду Паркера, одну из самых горячих звезд типа Вольфа – Райе в Млечном Пути. «Это означает, что и возраст, и местоположение соответствуют событиям 1181 года», — уверен один из авторов статьи, Альберт Зейлстра из британского Манчестерского университета.

По всей видимости, звездный остаток и туманность образовались при вспышке сверхновой подтипа Iax — довольно редкого и относительно маломощного явления, низкое энерговыделение при котором связывают с тем, что звезда-прародитель при этом не разрушается полностью. Не более 10% сверхновых относятся к этому подтипу. Тот факт, что сверхновая 1181 года была не очень яркой, но долгое время оставалась на небосклоне, как раз и говорит о соответствии именно этому подтипу.

Российские банки стали выдавать больше кредиток