Астрономы впервые увидели следы столкновения двух экзопланет

Астрономы доказали факт гигантского столкновения в молодой звездной системе недалеко от Земли. Соответствующее исследование было опубликовано в журнале Nature.

По современным научным данным, в молодых планетных системах регулярно случаются столкновения тел между собой, в том числе между планетами. Считается, что одно из таких столкновений, между Землей и планетой Тейя, 4,6 млрд лет назад породило Луну.

Сейчас Тайана Шнейдерман из Массачусетского технологического института и ее коллеги обнаружили следы аналогичного столкновения в системе звезды HD 172555. Это – молодая звезда возрастом около 23 миллионов лет, находящаяся на расстоянии 90 световых лет от Земли. В этой системе вращается огромное количество мелких обломков и пыли, и потому подобная гипотеза выдвигалась и раньше, но теперь у нее появилось надежное доказательство.

С помощью радиотелескопа ALMA астрономы точно выяснили распределение обломков по орбите, а также измерили количество монооксида углерода в этом облаке. Это химически активный газ, который, к тому же, разлагается под действием излучения звезды, поэтому астрономов удивило его обилие в системе. По их оценке, вокруг звезды вращается 1/5 часть массы всего монооксида углерода атмосферы Венеры.

Ученые рассмотрели разные сценарии появления такого газового облака, включая возможность его образования на ледяных астероидах или кометах. Но единственный сценарий, который смог объяснить наблюдаемую картину сосуществования облаков газа и обломков – гигантское столкновение.

По оценкам команды исследователей, облако газа образовалось из атмосферы одной из планет, которую сорвало столкновение. В нем поучаствовало два тела, одно из которых массой примерно с Землю, а другое – несколько меньше. Столкновение случилось около 200 тысяч лет назад и произошло на скорости около 10 километров в секунду, что больше типичной скорости входа в атмосферу орбитальных аппаратов.

Ученые надеются, что доказательство связи между обилием монооксида углерода и столкновением планет поможет легче искать следы таких событий в других системах.