Биологи рассказали, зачем дельфины по очереди трутся о кораллы

Дельфины приучились тереться об определенные кораллы и губки для избавления от кожных заболеваний, сообщили германские и египетские исследователи, наблюдавшие и заснявшие на морском дне необычные сцены. Дельфины-афалины в Красном море у берегов Египта терлись о горгоновые кораллы Rumphella aggregata, кожистый грибовидный мягкий коралл Sarcophyton sp. и морскую губку Ircinia sp. Более того, животные использовали все эти организмы по-разному, выстраиваясь в очередь, чтобы почесаться о них телами. Соответствующая статья опубликована в журнале iScience.

Биологи считают, что некоторые донные обитатели служат своеобразными аптеками, раздающими химический коктейль, который может лечить бактериальные или грибковые инфекции и поддерживать здоровье кожи. Ученые утверждают, что прежде никто не замечал, что китообразные систематически занимаются подобным самолечением. Впервые такое поведение наблюдала в 2009 году биолог Ангела Зильтенер из Альянса наблюдений за дельфинами Цюрихского университета в Швейцарии и Берлинского технического университета в Египте, в каирском кампусе. Она заметила, что дельфины строго соблюдали очередность перед коралловой «поликлиникой»: каждый делал лишь один заход, иногда кружась затем в конце очереди, чтобы повторить операцию. «На самом деле все было очень организовано», — говорит доктор Зильтенер.

Поскольку риф находится под государственной защитой, команда получила специальное разрешение получить лишь небольшие образцы — всего сантиметрового размера — кораллов и морских губок, используемых дельфинами. Анализ показал, что эти организмы содержат 17 биоактивных соединений с различными свойствами, среди которых антибактериальные, антиоксидантные и гормональные, утверждает один из соавторов Ангелы Зильтенер, Гертруда Морлок, химик-аналитик из Гисенского университета имени Юстуса Либиха в Германии. Некоторые из этих соединений могут использоваться в качестве иммунных стимуляторов или солнцезащитных средств. Дельфины также регулярно страдают от грибковых инфекций и кожной сыпи, и некоторые из них готовы принимать «процедуры» как принимают люди душ — сразу же после сна. Биологи считают, что этому они учатся друг у друга, обучая также и свою молодежь.