Размер шрифта
Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Астрономы объяснили загадочные вспышки из галактики GSN 069 активностью черной дыры

Международная группа астрономов из Института физики Общества Макса Планка объяснила загадочные вспышки в галактике GSN 069 тем, что вокруг черной дыры, которая находится в центре GSN 069, крутится белый карлик. Препринт работы ученых был опубликован в репозитории arXiv.

По словам ученых, материя звезды периодически вытягивалась черной дырой. Это производило рентгеновские квазипериодические извержения (QPE), повторяющиеся каждые девять часов.

Галактика GSN 069 находится в 250 млн световых лет от Земли и была впервые обнаружена в 2010 году космическим рентгеновским телескопом XMM-Newton. Тогда же астрономы зафиксировали вспышки света, которые повторялись в течение года и постепенно угасали в течение следующих 7-8 лет.

По словам ученых, такое явление соответствует событию приливного разрушения (TDE), когда звезда слишком близко подходит к черной дыре, что разрывает ее.

Повторная вспышка была зафиксирована в январе 2020 года. Исследователи проанализировали данные 12 сеансов наблюдений GSN 069 с помощью рентгеновских телескопов XMM-Newton и Chandra. Оказалось, что вокруг черной дыры вращались два карлика, один из которых был захвачен черной дырой раньше другого.

Из-за потери энергии и углового момента орбита второго карлика сжималась, и через несколько лет после первоначального TDE белый карлик при прохождении перицентра (ближайшей к черной дыре точке орбиты) начал терять материю. Однако ученые предполагают, что ядро звезды уцелело, поэтому в будущем вспышки снова возобновятся.

Ранее директор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов рассказал «Газете.Ru» о степени готовности ракеты «Союз-5».