Астрофизики обнаружили галактики без темной материи, противоречащие классической модели

Астрофизики из Боннского и Сент-Эндрюсского университетов нашли карликовые галактики без темной материи в скоплении карликовых галактик Печи – работа ученых была опубликована в журнале Monthly Notices.

По словам ученых, вокруг этих галактик нет ореолов темной материи. Это наблюдение противоречит стандартной космологической модели и подтверждает альтернативную научную гипотезу — теорию MOND (Модифицированная ньютоновская динамика), согласно которой темной материи не существует.

Недавние наблюдения показывают, что некоторые из «карликов» кажутся искаженными, как будто они были возмущены окружающей средой скопления.

Астрофизики рассчитали на основе стандартной космологической модели ожидаемый уровень беспокойства галактик, который зависит от их внутренних свойств и расстояния до мощного гравитационного центра скопления. Полученные данные ученые сравнили с изменениями, которые видны на обзорных фотографиях, сделанных телескопом VLT Европейской южной обсерватории.

Результаты наблюдений не соответствовали расчетам. Если использовать стандартную космологическую модель, то гравитационное воздействие от центра скопления уже давно должно было разорвать карликовые галактики.

Для сравнения ученые попробовали смоделировать поведение галактик с точки зрения альтернативной теории MOND – по итогу модель полностью соответствовала расчетам.

«Согласно стандартной космологической модели, подавляющее большинство галактик окружено ореолом из частиц темной материи. Это гало невидимо, но его масса оказывает сильное гравитационное притяжение на соседние галактики. В том числе, оно должно защищать галактики от действия внешних гравитационных сил», – объяснил соавтор работы Индранил Баник.

MOND — физическая гипотеза, альтернативная теория гравитации, предлагающая изменение в законе тяготения Ньютона, объясняющее вращение галактик без привлечения темной материи.