Археологи выяснили, что в древней Британии богачи пировали на искусственных островах

Археологи из Арктического университета Норвегии обнаружили, что искусственные острова на побережье Британии использовались богачами для проведения пиршеств и как хранилища ценных ресурсов. Исследование опубликовано в журнале Antiquity.

Кранногами скандинавы называют искусственные острова в озерах, болотах или других водоемах. Сотни кранногов были созданы не только в Скандинавии, но и в Шотландии, Уэльсе и Ирландии между 4000 г. до н.э. и 16-м веком нашей эры. Для этого на мелководье строили специальную возвышенность из любого доступного природного материала — камня, древесины или торфа.

Поначалу их возводили для защиты от пришельцев с материка, но постепенно кранноги превратились в места пиршеств элиты. Возможно, они были нужны для демонстрации богатства. Работа ученых показала, что на островах пищу не только поедали, но и хранили.

Ученые исследовали кранноги с помощью анализа ДНК осадочных пород (sedaDNA). Авторы выяснили, что на островах забивали скот — коров, овец, свиней и коз. Здесь же хранили ценные ресурсы, а элита проводила пиры. Последнее выяснили по остаткам глиняной посуды и другим археологическим свидетельствам. Также они обнаружили ДНК ядовитого папоротника Pteridium, который, вероятно, был завезен на острова в качестве кровельного материала или подложки.

Метод sedaDNA может стать общепринятым подходом к изучению кранногов, так как иные свидетельства жизни человека на этих островах не сохраняются из-за неблагоприятных условий.