Планетологи выяснили, что в прошлом астероид вызвал мегацунами на Марсе высотой 250 метров

Ученые из Института планетологии в Тусоне обнаружили, что мегацунами на Марсе могли быть вызваны столкновением с астероидом, подобным убийце динозавров Чиксулубу. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Ученые проанализировали карты поверхности Марса, объединив данные нескольких марсоходов, и определили ударный кратер, который мог образоваться при столкновении с огромным астероидом. Кратер, который они назвали Поль (Pohl), имеет диаметр 110 километров и расположен в районе северной низменности, которая, как показали предыдущие исследования, могла быть покрыта океаном. Авторы предполагают, что Поль мог образоваться около 3,4 миллиардов лет назад — такую оценку дает возраст расположенных здесь горных пород.

Авторы смоделировали столкновения астероидов и обнаружили, что последствия предполагаемого удара могли иметь сходство с ударом астероида Чиксулуб о Землю. Как предполагают предыдущие исследования, Чиксулуб пробил в Земле кратер глубиной 200 метров ниже уровня моря с временным диаметром 100 километров, а также вызвал мегацунами высотой 200 метров на суше.

Симуляции показали, что в зависимости от размера астероида при ударе на Марсе выделилось 0,5-13 миллионов мегатонн энергии в тротиловом эквиваленте. Для сравнения: количество энергии, высвобожденной Царь-бомбой, самой мощной ядерной бомбой из когда-либо испытанных, составило примерно 57 мегатонн энергии в тротиловом эквиваленте. Вызванное астероидом мегацунами высотой примерно 250 метров достигло 1500 километров от места падения астероида.