Археологи обнаружили древнейшие инструменты для сбора риса возрастом 10 тыс. лет

Ученые обнаружили древнейшие свидетельства целенаправленного сбора рисовых зерен. Об этом сообщает Arkeonews.

Дикий рис отличается от одомашненного тем, что семена дикого выпадают при созревании, тогда как зрелые семена одомашненного риса остаются на растениях. Для сбора риса требовался какой-то инструмент, в свою очередь, использование инструмента означало, что ранние рисоводы отбирали семена, которые склонны были оставаться на растениях. Одомашнивание произошло по мере того, как доля семян, оставшихся на растениях, увеличивалась. Ученые знали, что на территории Китая рис начали одомашнивать около 10 000 года до нашей эры, но находили инструментов, с помощью которых проводился сбор.

Недавно археологи обнаружили на нескольких стоянках раннего неолита в низовьях долины реки Янцзы множество мелких кусков камня с острыми краями, которые могли быть использованы для сбора растений. Новое исследование подтвердило, что это действительно орудия для сбора злаков. Всего ученые исследовали 52 каменных орудия из стоянок Шаншань и Хэхуашань, которые были оставлены культурами Шаншань и Куахуцяо. Они датируются 10 000 — 8 000 годами до нашей эры. Каменные отщепы грубы на вид и не имеют тонкой обработки, но обладают острыми краями. Их ширина примерно 4 сантиметра.

Эти орудия исследовали под микроскопом. Результаты показали, что 30 камней имеют следы износа, аналогичные тем, которые образуются при сборе кремнистых (богатых кремнеземом) растений, включая рис. Кроме того, на 28 орудиях остались химические следы от регулярного контакта с рисом. Кроме того, рисовая шелуха и листья оставляют разные следы, благодаря чему удалось выяснить, что сбор велся двумя методами. В рамках первого растение срезали острой гранью, как серпом, второй же метод предполагал срезание верхушки растения, зажав ее между пальцем и камнем.