Ученые выяснили, что часть впервые заселивших Америку сибиряков вернулась обратно

Current Biology: часть заселивших Америку сибиряков вернулась обратно и дошла до Камчатки

Ученые из Университета Тюбингена совместно с коллегами из нескольких стран выяснили, что люди мигрировали не только из Сибири в Америку, но и обратно. Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

Ученые проанализировали ДНК десяти человек в возрасте до 7500 лет. Они выявили ранее не описанную группу алтайских охотников-собирателей, живших в неолитическом Алтае-Саянском регионе, недалеко от места, где сходятся Россия, Китай, Монголия и Казахстан. Генетические данные показывают, что они представляли смесь двух различных групп, живших в Сибири во время последнего ледникового периода: сибирских и североевразийских народов.

Данные генетического анализа также отражают несколько волн миграций из Северной Америки в северо-восточную Азию за последние 5000 лет. Ранние американцы доходили Камчатки и Центральной Сибири. Кроме того, жители Дальнего Востока были родственны охотникам-собирателям с Японского архипелага.

Ученые также обнаружили необычное захоронение человека, который был погребен в религиозном костюме и с предметами, указывающими на шаманизм. Его погребальный инвентарь выглядит иначе, чем в других местных захоронениях, что подразумевает переселение как культурно, так и генетически разных людей в Алтайский край. Авторы отметили, что Алтай известен как место обнаружения новой архаичной группы гоминид — денисовцев. Но этот регион также имеет важное значение в истории человечества как перекресток для перемещений людей между северной Сибирью, Центральной Азией и Восточной Азией на протяжении тысячелетий.

Перемещение людей через Берингово море из Северной Азии в Северную Америку — хорошо известное и доказанное явление в ранней истории человечества. Но генетический состав людей, живших в то время в Северной Азии, оставался загадочным из-за ограниченного числа проанализированных древних геномов из этого региона.