Ученые доказали, что у рыб есть самосознание

PNAS: рыбы узнают себя на фотографиях

Ученые из Столичного университета Осаки в Японии обнаружили, что губаны-чистильщики (Labroides dimidiatus) узнают себя на фотографии после того, как посмотрелись в зеркало. Это говорит о том, что рыбы могут сформировать свой собственный образ в то время, как многие животные не обладают такой способностью. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Авторы провели ряд экспериментов с десятком рыб. Сначала они провели так называемый зеркальный тест. Ученые нарисовали на горле рыбы метку и поставили в аквариум зеркало. Все десять особей спустя некоторое время начали тереться горлом о грунт, пытаясь стереть метку.

В последующих тестах исследователи использовали фотографии. Они показали рыбам фото их самих, их сородичей, а также те, где собственная голова рыбы была соединена с телом другой и наоборот. За поведением рыб наблюдали по пять минут. Все рыбы проявляли агрессию по отношению к фотографиям других рыб, на свои они реагировали спокойно. Причем распознавали рыбы себя по голове, если тело было чужое, то они вели себя спокойно, а если тело было их, а голова сородича — агрессивно.

До зеркального теста рыбы себя не узнавали. Выводы первого эксперимента подтвердили еще два. Авторы полагают, что способность распознавать и отличать себя от других может быть более распространена у позвоночных, чем считалось раньше.