Астрономы получили изображение газа скопления галактик на стадии формирования

Астрономы получили изображения огромной области горячего газа, из которого формируется скопление галактик. Об этом сообщает Европейская южная обсерватория.

Галактические скопления — это гравитационно связанные внутри себя системы, самые большие структуры в наблюдаемой вселенной. Их диаметр может превышать десятки миллионов световых лет, а масса — многие триллионы масс Солнца. Астрономов интересует, как именно образовались эти структуры и в какой момент эволюции вселенной. С помощью мощных телескопов можно пронаблюдать объекты в десятке миллиардов световых лет от Земли — и таким образом увидеть далекое прошлое.

Теперь астрономы с помощью расположенного в Чили телескопа ALMA обнаружили горячий газ протоскопления Паутины (MRC 1138-262), расположенного примерно в 10 млрд св. лет от Земли. Он был обнаружен с помощью эффекта Сюняева-Зельдовича, который возникает, когда реликтовое излучение Большого взрыва проходит через горячий газ. Когда этот свет взаимодействует с быстро движущимися электронами в горячем газе, он получает немного энергии, и его цвет, или длина волны, немного меняется.

Выяснилось, что протокластер Паутины является крупным резервуаром горячего газа с температурой в несколько десятков миллионов градусов. Ранее в этом протоскоплении обнаруживали холодный газ, но масса горячего газа, обнаруженная сейчас, превышает его в тысячи раз.

Ученые ожидают, что в будущем протоскопление Паутины превратится в массивное скопление галактик. Это произойдет примерно через 10 миллиардов лет, когда его масса увеличится как минимум в десять раз.