Ученые установили изначальный цвет плаща на фреске Георгия Победоносца в Юрьевом монастыре

Физики Объединенного института ядерных исследований совместно с реставраторами смогли определить изначальный цвет плаща на фреске Георгия Победоносца из Георгиевского собора XII века Юрьева монастыря. Об этом ученые рассказали «Газете.Ru».

Исторически плащ святого принято изображать в тонах красного цвета, однако в настоящее время он черно-коричневый, и лишь местами на нем проступает яркий красный цвет. В результате исследования элементного состава фрески было обнаружено значительное содержание свинца, что указывает на использование нестабильных свинцовых белил. Именно они «перекрасили» фреску в черный цвет.

«Есть пигменты, которые меняют цвет на противоположный из-за различных воздействий. К ним относятся и свинцовые белила — они сначала имеют белый цвет, но потом из-за разных факторов – жизнедеятельности бактерий, перепадов температуры и влажности – разлагаются и становятся черными. Такой пигмент мы обнаружили в изображении святого Георгия Победоносца – это и объясняет нехарактерный для его изображения черный цвет плаща. На основе полученных данных мы провели цифровую реконструкцию и восстановили возможный первоначальный авторский цвет», – рассказал начальник ГНАА ЛНФ ОИЯИ Андрей Дмитриев.

Для определения истинных цветов живописи ученые используют портативный РФА-прибор (неразрушающий рентгенофлуоресцентный анализ). Прикладывая его к росписи на стене, они проводят экспресс-анализ элементного состава. Это, в большинстве случаев, позволяет на месте определить, какая именно была использована краска.

Однако для более сложных ситуаций, когда РФА-прибор не помогает, ученые используют нейтронно-активационный анализ. Тогда образец живописи помещают в поток нейтронов, и в результате ядерных реакций возникают «превращения». Их ученые фиксируют с помощью спектрометрического оборудования и вычисляют точный элементный состав, на основе которого специалисты могут говорить об использованных материалах: пигментах и штукатурках.

Ученые уже смогли определить истинные цвета фресок в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря и церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Великом Новгороде, а также в Смоленском соборе московского Новодевичьего монастыря. Подробнее об их открытиях – в материале «Газеты.Ru».