Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Черное море мазутного цвета

Экологическая катастрофа в Керченском проливе

,
В Керченском проливе в самом сильном за последние 30 лет шторме получили повреждения или затонули 8 судов. 3 моряка погибли, 20 пропали без вести, 24 госпитализированы. В воду попали тысячи тонн мазута и серы. Экологи объявили о крупнейшей экологической катастрофе. МЧС обвиняет в халатности капитанов.

В воскресенье в районе Керченского пролива потерпели бедствие восемь крупных судов. Утром 12 ноября в 04.45 мск южнее порта «Кавказ» на рейдовой стоянке во время шторма разломился пополам танкер «Волгонефть» с 4,8 тысячи тонн мазута на борту. Носовая часть судна осталась у берега на якоре, а кормовая с 13 членами экипажа на борту начала дрейфовать в открытое море. На помощь морякам выслали три буксира, которые эвакуировали людей с кормы, севшей на мель в районе косы Тузла, при четырехметровых волнах и ветре скоростью 32 м/с. Моряков сняли с судна около 18.30 мск и доставили в порт «Кавказ», где оказали первую медицинскую помощь.

В Черное море из танкера, следовавшего из Азова в Керчь, вылилось больше тысячи тонн мазута.

Приблизительно через пять часов после аварии танкера на том же рейде затонул сухогруз «Вольногорск» с 2,6 тысячи тонн серы на борту. Девять членов экипажа перешли на плот, на берегу их ждали бригады «скорой помощи» и отряд спасателей «Кубаньспаса». Состояние спасенных оценили как удовлетворительное, сообщили в МЧС. Их госпитализировали в центральную районную больницу города Темрюк. Экологически небезопасный груз в воду не попал, поскольку был герметизирован.

Но предотвратить еще одну аварию не удалось: на дрейфующий в море «Вольногорск» натолкнулся сухогруз «Ковель», также груженный серой. Судно получила пробоину и начало тонуть. 11 человек экипажа спасатели пересадили на буксир, а сухогруз пошел ко дну.

Пока спасатели эвакуировали экипажи «Вольногорска» и «Ковеля», в проливе затонул третий сухогруз с грузом серы — «Нахичевань».

До сих пор из находившихся на борту людей удалось спасти лишь трех — они находятся в реанимации одной из украинских больниц. Еще 8 (капитан Николай Тищенко, старший помощник Эдуард Басыров, штурман Леонид Бернюкевич, старший механик Владимир Извозчиков, второй механик Дмитрий Реутин, третий механик Олег Шаптуянов, электромеханик Вячеслав Мельников, матрос Иван Косенков) числятся пропавшими без вести. Утром в понедельник спасатели нашли тела трех человек. «Пограничный наряд обнаружил на береговой линии близ косы Тузла тела выброшенных на берег троих человек в спасательных жилетах. Предположительно, это могут быть моряки затонувшего в порту «Кавказ» сухогруза «Нахичевань», — сказали в пресс-службе МЧС. Их личности пока не установлены.

Еще две российские баржи сели в воскресенье на мель. На них находились по два члена экипажа, их удалось эвакуировать. А в районе Новороссийска сели на мель два иностранных судна — греческий и турецкий сухогрузы. Кроме того, по данным украинского МЧС, в Севастополе в воскресенье днем затонул сухогруз «Хаджи-Измаил», шедший под грузинским флагом с грузом металла из Мариуполя. Судно потерпело крушение, заходя в бухту в районе Херсонесского маяка. По данным на утро понедельника, остается неизвестной судьба 15 членов экипажа этого сухогруза. Двух человек удалось спасти — моряков 19 и 25 лет доставили в 1-ю городскую больницу Севастополя. «Первичный диагноз — общее переохлаждение. Кроме того, у одного тупая травма груди, у другого незначительное повреждение ног», — сообщили в МЧС. Поиск тел пропавших моряков ведет отряд численностью около 70 человек.

В воскресенье в порту «Кавказ» начала работу оперативная группа Главного управления МЧС РФ по Краснодарскому краю, а в Ростове-на-Дону развернулся оперативный штаб Южного регионального центра МЧС РФ. Как рассказали газете «Коммерсантъ» в ЮРЦ МЧС, в районе Керченского пролива в общей сложности скопилось около 50 судов, большинство из которых не приспособлены к плаванию в штормовых условиях.

На Украине также создали оперативный штаб для координации мероприятий по ликвидации аварий на судах в акватории Азовского и Черного морей, разрушений линий электропередач, других объектов жизнеобеспечения населения в южных регионах страны. Возглавил его премьер-министр Виктор Янукович. По данным штаба, сильный шторм отразился и на жителях прибрежной зоны: дома многих населенных пунктов Крыма отключены от электричества и пострадали от сильного ветра — разбиты стекла, сорваны крыши. Под Севастополем ветер с корнем вырвал деревья.

Затронул шторм и главный олимпийский курорт России: в Сочи затопило одну из улиц района будущей Олимпийской деревни и ряд пляжей. По словам оперативного дежурного службы ГО и ЧС Адлерского района, в ночь на понедельник жители домов по улице Голубой в Адлере обратились в городскую службу спасения с жалобами на то, что их дома затопило море. «В наши дома обильно стала поступать вода. Море буквально накрыло наши постройки и разрушило ряд строений», — сообщил один из пострадавших.

В Сочи смыты несколько технических сооружений, необходимых для начала строительства олимпийских объектов.

Что касается массовых кораблекрушений в воскресенье, представитель штаба в разговоре с РИА «Новости» назвал одной из главных причин происшествий нерасторопность капитанов пострадавших судов: по его словам, они не приняли во внимание переданное еще в субботу предупреждение об ухудшении погоды. Более 30 судов, капитаны которых своевременно отреагировали на штормовое предупреждение, появившееся, по данным МЧС, в 17.15 в субботу, успели сняться с рейда и укрыться в Азовском море, утверждают в штабе.

Впрочем, по другим сведением, сообщение о резком ухудшении погоды вечером 10 ноября было распространено соответствующими службами слишком поздно, и многие капитаны просто не успели вывести свои суда в безопасные районы.

По факту ряда кораблекрушений было возбуждено уголовное дело по ст. 252 УК РФ (загрязнение вод). Кроме того, Новороссийская транспортная прокуратура, возможно, еще возбудит уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта).

К утру понедельника шторм в Керченском проливе стих. Скорость ветра, по состоянию на 07.00 по московскому времени, достигала 3–4 метров в секунду. Спасатели продолжают искать пропавших моряков с судна «Нахичевань». В ближайшее время специализированное судно «Светломор-3» должно приступить к ликвидации мазутного пятна, образовавшегося после крушения танкера «Волгонефть». В порт Керчи уже прибыли команды специалистов МЧС, военных, пожарных, а также специализированное подразделение, которое будет заниматься очисткой моря и береговой части. В порту «Кавказ» созданы два отряда по 100 человек для сбора нефти вдоль береговой линии. «Отряды оборудованы спецтехникой для сбора нефти. Когда возникнет необходимость проводить такие работы, они к ним приступят», — сказали в МЧС. На место аварии вылетели заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь, начальник Управления водного, лесного, земельного и экологического надзора Росприроднадзора Дмитрий Беланович и руководитель пресс-службы МПР России Ринат Гизатулин.

Эксперты уже определили длину загрязнения нефтепродуктами — мазутная полоса протянулась на 12 км. Кроме того, подсчитано, что в результате кораблекрушений в воду попало около 6,8 тысячи тонн серы.

«Визуально наблюдается у кромки водорослей загрязнение черного цвета с ярко выраженным запахом нефтепродуктов. Средняя ширина загрязнения – около двух метров, имеются факты гибели птиц, завязших в нефтепродуктах. Аналогичные выбросы нефтепродуктов обнаружены на косе Тузла и на косе Чушка. В районе поселка Ильич Темрюкского района обнаружено пятно мазута длиной 800 и шириной десять метров», – говорится в сообщении оперативного штаба, которое цитирует РИА «Новости».

По данным администрации Краснодарского края, в районе Керченского пролива погибли уже 30 тысяч птиц и столько же испачканы мазутом — то есть, скорее всего, они тоже погибнут. По словам источника РИА «Новостей», в Керченской проливе сохраняется угроза новых разливов нефтепродуктов. «На мели стоят две баржи, на борту которых около 8 тысяч тонн нефтепродуктов. При этом штормовой ветер и сильное волнение моря по прогнозам гидрометеоцентра сохранятся до конца недели», - рассказал представитель краевой администрации.

«Экологической катастрофой как минимум локального масштаба» назвал попадание серы и мазута в море руководитель энергетического отдела «Гринпис-Россия» Владимир Чупров.

При этом Чупров отметил особую опасность мазута для морской среды. «Последствия могут быть на месяцы, годы и десятилетия. Те меры, которые сейчас предпринимают спасатели, — это максимум, что можно сделать, но они мало помогут, — пояснил «Газете.Ru» эколог. — Биологические абсорбенты, которые должны впитывать топливо, начинают эффективно работать только при температуре от +10º С. Сейчас вода там около +7º С. Заграждения тоже мало помогут, потому что тяжелые углеводородные фракции уже осели на дно, да и волны до сих пор высокие».

В первую очередь, по словам Чупрова, попавший в море мазут повлияет на ихтиофауну. «Жабры рыб забиваются, уровень кислорода в воде снижается. Если в этом районе идет нерест, то последствия могут быть самыми плачевными», — сказал он. Эксперт уточнил, что пока не только в России, но и во всем мире нет технологий, способных минимизировать последствия подобных аварий. «Такие катастрофы носят системный характер. С шестиметровой волной не справится ничего», — объяснил Чупров.

Председатель международной экологической группы «Экозащита» Владимир Сливак считает, что количество попавших в воду нефтепродуктов со временем увеличится. «Может выясниться, что в воде оказались все 4 тыс. тонн мазута, которые перевозили», — сказал он «Газете.Ru».

По его словам, на очистку вод и прибрежной зоны может уйти несколько месяцев, а на восстановление экосистемы — не меньше 10–15 лет.

«Жертвами этой катастрофы станут все обитатели моря, а также птицы, которые живут на побережье и питаются морской рыбой, — считает эколог. — Нефтепродукты уже попали во внутренности рыб. Поэтому часть морских обитателей погибнет, и еще много лет нельзя будет заниматься ни охотой, ни ловлей рыбы в этом регионе: рыбы будут жить, но внутри у них все будет пропитано мазутом». Сливак добавил, что попадание в воду серы грозит не настолько тяжелыми последствиями, как разлив мазута. «Сера не отличается такими токсичными свойствами, как нефтепродукты», — пояснил он.

По данным Сливака, экологических катастроф, сравнимых по масштабу с бедствием в Керченском проливе, в российских водах не случалось уже много лет.

«В этом году был разлив мазута на Онежском озере, два года назад то же самое произошло на Волге. Еще раньше, около трех лет назад, произошло мазутное загрязнение на Балтийском море. Но тогда счет шел на десятки или сотни тонн, но не на тысячи, как сейчас», — добавил эколог.

Новости и материалы
Лавров рассказал о гарантиях безопасности по Украине
Глава МЧС оценил ситуацию с паводком в Курганской области
В Минобороны РФ рассказали об ударах по авиации и ЗРК на аэродромах противника
Ученые описали признаки колонизации планет внеземными организмами
Премьер Финляндии попросил у ЕС помощи в ситуации с мигрантами на границе с РФ
ВС России за неделю уничтожили четыре украинских ЗРК С-300
Экс-тренер «Локо» назвал главную проблему команды
В Минобороны назвали число пленных солдат ВСУ за неделю
Россиянам рассказали, почему водители не включают поворотники
Премьер Финляндии и глава ЕК не стали общаться с русскоязычными жителями страны
Фигурант дела о подрыве машины экс-офицера СБУ не признал вину на допросе
В Подмосковье неделю ищут пропавшего подростка с особенностями здоровья
В Минобороны рассказали о групповых ударах по украинской инфраструктуре
Минобороны РФ сообщило о взятии под контроль Первомайского в ДНР
Трамп осудил Евросоюз за недостаточную помощь Украине
Экс-премьер Молдавии раскритиковал прозападный курс Кишинева
Блинкен заявил о работе стран G7 по использованию замороженных активов РФ
Кнайсль раскрыла роль России в современной геополитике
Все новости