Новости
Сделать Газету.Ru своим источником в Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Нереальный небоскреб

Правительство Москвы отправило на доработку программу высотного строительства

Столичную программу высотного строительства «Новое кольцо Москвы» может постигнуть участь московской монорельсовой дороги. Спустя 10 лет после появления программы столичные власти вдруг согласились с тем, о чем оппоненты говорили с самого начала: в условиях Москвы небоскребы небезопасны, баснословно дороги и, по большому счету, вообще не нужны городу.

Во вторник столичное правительство отправило на переработку схему размещения высотных объектов городской комплексной инвестиционной программы «Новое кольцо Москвы» до 2015 года. На «работу над ошибками», совершенными в течение 10 лет разработки программы, отведено два-три месяца.

Схема размещения небоскребов, по утверждению руководителя Москомархитектуры Александра Кузьмина, была разработана с учетом геологических особенностей земельных участков, транспортной и инженерной инфраструктуры, архитектурно-пространственной организации современной и исторической застройки. И к тому же, как с гордостью сообщил Кузьмин, ни один небоскреб не является точечной застройкой — все они запроектированы в кварталах, подлежащих комплексной реконструкции.

Подбирая места для небоскребов, возведенных несколько лет назад в ранг городских приоритетов, разработчики схемы «выжали» из территории города по максимуму.

И даже при этом, только 11 из подобранных для строительства участков являются благоприятными по своим геоэкологическим показателям. Еще 18 могут быть признаны таковыми при определенной глубине заложения фундаментов, а 21 участок является сложным для освоения геологической среды и требует дорогостоящей инженерной защиты.

«Высотки будут или опасными или «золотыми», — заявил на заседании правительства Москвы зампред комиссии Мосгордумы по нормативной базе перспективного развития и градостроительства Александр Милявский.

Впрочем, как это обычно бывает, проектирование и строительство 10 высоток началось еще до утверждения схемы «Нового кольца Москвы». И среди них, как следует из приложений к документу, 37-этажный жилой комплекс на «потенциально опасном участке по интенсивности развития карстово-суффозионных процессов» в районе Богородское. Подготовлены к вынесению на торги участки и с «сильно сжимаемыми водонасыщенными песчано-глинистыми» породами, и даже с оползнями.

Кроме геологических особенностей Москвы и связанным с этим удорожанием строительства, столичным властям вдруг стали видны и другие проблемы.

Например, отсутствие федеральных технических регламентов высотного строительства и, как следствие этого, невозможность надзора со стороны федеральных органов. Сейчас небоскребы в Москве строятся на основании временных московских городских строительных норм (МГСН), а это всего лишь рекомендательный документ, и все связанные со строительством риски ложатся на правительство Москвы.

Руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Евгений Скляров заявил, что новый проект «в целом еще хуже, чем представленный в 2006 году», и ему непонятно, каким образом будет обеспечиваться необходимая для высотных объектов первая категория надежности по энергобезопасности. А гендиректор заказчика проекта — ОАО «Новое кольцо Москвы» — Валерий Жилов пожаловался на сдерживающее реализацию программы отсутствие сбалансированной программы развития транспортной и инженерной инфраструктуры города.

Признали участники заседания и тот факт, что квартира в небоскребе — это далеко не «доступное жилье».

Среди тех же, кому оно доступно и интересно (по данным соцопросов, приведенных Милявским, это состоятельные люди из регионов, приобретающие в Москве второе-третье жилье), выше 15-го этажа соглашаются жить менее 13% опрошенных сторонников высоток. Предложения главы стройкомплекса Владимира Ресина размещать в высотках социальное жилье особого оптимизма также не вызвало: в этом случае затраты на эксплуатацию, в 2–3 раза превышающие таковые в обычных зданиях, не удастся переложить на собственников квартир и офисов.

Однако приговора, который вынес своему любимому детищу столичный градоначальник, не ожидал никто. «Программа нереальная», — заявил Юрий Лужков.

По словам мэра, он не отказывается от высоток, но эту конкретную программу «надо переосмыслить» и ответить на ряд вопросов. Например, уместно ли размещение зданий с такой антропогенной нагрузкой в местах, где транспортная система и без того крайне перегружена, или нужно ли Москве такое количество офисов. «Когда мы даже на свободное место сажаем такого монстра, все вокруг из-за него обрастает проблемами», — сообщил градоначальник собравшимся.

Между тем эти и многие другие вопросы все 10 лет существования программы задавали городским властям архитекторы и экономисты, убежденные в том, что Москве небоскребы не нужны в принципе. Но столичные власти не слышали критики.

По мнению члена президиума Российской академии естественных наук, автора ряда программ развития рынка московской недвижимости Ирины Рукиной, резкое изменение отношения к высотному строительству связано с изменениями на рынке жилья. «Когда принималось решение о запуске программы, на рынке была одна ситуация, сейчас совершенно другая, — заявил Рукина. — Сейчас пузырь и без того готов лопнуть».

Впрочем, по мнению Рукиной, подход к программе с самого начала был совершенно непродуманным: «основополагающим должен был стать вопрос, кто будет жить в небоскребах и сколько он готов за это заплатить». По ее словам, малообеспеченные горожане не смогут оплачивать эксплутационные затраты на такое жилье, а богатые, имеющие возможность жить в более комфортных условиях, не захотят. Не интересны высотки и бизнесу в качестве офисов — все из-за той же дороговизны.

«Эту программу изменить нельзя ни за два месяца, ни за два года, — заявила Ирина Рукина «Газете.Ru». — Конечно, в нее уже вложены колоссальные средства. Но лучше остановиться сейчас, чем продолжать их гробить дальше».