Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Самолет вкатился в суд

В Греции начался суд над обвиняемыми в катастрофе кипрского Boeing 737-300

На Кипре стартовал судебный процесс по делу о катастрофе Boeing 737, разбившегося три с половиной года назад назад недалеко от Афин из-за разгерметизации. В преступной халатности и непредумышленном убийстве более 120 человек обвиняются пять сотрудников компании Helios Airway.

На Кипре начался суд на пятью экс-сотрудниками авиакомпании Helios Airlines, которых следствие посчитало виновниками произошедшей три с половиной года назад катастрофы Boeing 737-300. На скамье подсудимых оказались управляющий директор Helios Airlines Деметрис Пантацис, исполнительный директор Андреас Дракос, главный пилот компании Янко Стойменов, менеджер Джордж Кикидес и Деметрис Араузос, чья должность не называется.

Бывшие сотрудники авиакомпании обвиняются в преступной халатности и непредумышленном убийстве.

Трагедия, жертвами которой стал 121 человек, произошла 14 августа 2005 года в 40 км от аэропорта Афин. Boeing 737 компании Helios Airways следовал рейсом 552 Ларнака — Прага с транзитной остановкой в Афинах. На его борту находились 115 пассажиров, в том числе 48 детей, и 6 членов экипажа. Во время полета в салоне началась медленная разгерметизация, из-за чего упали температура и давление. Большая часть находившихся на борту людей вскоре потеряли сознание. После того как Boeing не ответил на вызов диспетчерских служб Греции, в воздух были подняты два истребителя F-16, которые должны были установить оптический контакт с самолетом. Поравнявшись с лайнером, военные летчики увидели, что пилоты судном не управляют. В этот момент командир корабля уже отсутствовал на своем месте, а на глазах у военных с кресла упал и помощник пилота. При этом экипажи истребителей заметили в кабине Boeing двух человек, которые, как им показалось, пытались взять управление лайнером на себя. Как позже выяснилось, на высоте 11 тысяч метров за штурвал сел 25-летний стюард Андреас Подропону (как выяснилось, у него был диплом пилота), ему помогала еще одна бортпроводница. Оба находились в сознании, потому что успели воспользоваться кислородным баллоном. Стюарду удалось снизить самолет до 2 тыс. м, но в баках кончилось топливо, и судно врезалось в гору.

Большая часть пассажиров были заморожены до твердого состояния. Но, как позже установили судмедэксперты, в момент удара как минимум двадцать человек на борту самолета еще были живы — сердца и легкие у них работали.

Как выяснилось в ходе длительного расследования, причиной авиакатастрофы стала небрежность пилотов, которые сломали тумблер, регулирующий давление в кабине. Впрочем, обвинения в халатности звучали и в сторону греческих авиадиспетчеров, которые, обнаружив кипрский Boeing на экранах радаров, не попытались установить связь с экипажем. Тем самым диспетчеры нарушили правила безопасности воздушного движения, утверждали авиаэксперты. В авиакатастрофе пытались обвинить и изготовителей самолета, которые, несмотря на похожие инциденты разгерметизации салона в этой модели, так и не устранили их.

В итоге выяснилось, что у разбившегося Boeing и до этого имелись проблемы с герметизацией. Компания Helios Airlines на своем официальном сайте признала: еще за год до трагедии у этого самолета возникали технические неполадки подобного рода, самолет проходил проверку, но специалисты сказали, что «он в полном порядке». Однако в ходе следствия выяснилось, что пассажиры Boeing уже не раз жаловались сотрудникам компании, что в самолете холодно, а сотрудники авиакомпании прекрасно знали, что на самолете почти сломан тумблер, отвечающий за герметизацию салона. Как выяснило следствие, пилоты лишь доломали уже фактически вышедший из строя тумблер. И официальные обвинения в итоге были предъявлены пятерым сотрудникам наземных служб Helios Airlines, позволившим неисправному самолету подняться в воздух.

В четверг в здание окружного суда города Никосия были доставлены четверо обвиняемых (Кикидес сейчас лечится от рака).

Как следовало из текста обвинительного заключения, оглашенного прокурорами, сотрудники Helios Airlines проявили «преступную халатность, не уделив должного внимания техническому состоянию разбившегося самолета». Гособвинители потребовали для всех пятерых обвиняемых пожизненный срок. На этом заседание было закончено. Рассмотрение дела по существу было назначено на 30 апреля, когда в заседаниях сможет участвовать Кикидес.

К окончанию заседания возле здания суда уже собрались около 70 родственников жертв авиакатастрофы.

Когда из дверей показался Пантацис, люди начали кричать на него и размахивать кулаками. Под крики «убийца» обвиняемого посадили в полицейскую машину.

«Было бы лучше, если бы кто-нибудь из них точно так же потерял близкого человека, как я», — сказала Associated Press Крисула Кутсофта, потерявшая в катастрофе 28-летнего сына и 5-летнюю дочь. Правда, затем родственники погибших заявили собравшимся у суда журналистам, что «вовсе не хотят линчевать обвиняемых, а ждут хотя бы извинений».

«Да, вчера там было довольно шумно, но говорить об этом сейчас не очень хочется. Лучше оставить это без комментариев, пока процесс не закончится», — сказали «Газете.Ru» в канцелярии суда.