Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

А мог и не тонуть

Капитана New Star не будут обвинять в нарушении правил безопасности, повлекшем гибель людей

Российские следователи не смогут предъявить обвинения в несоблюдении правил безопасности капитану сухогруза New Star, утонувшего 15 февраля. ЧП произошло в Японском море, а эта территория находится вне российской юрисдикции. Впрочем, всей этой истории вообще могло не быть, заяви капитан вовремя морской протест.

Капитан китайского сухогруза New Star, затонувшего в Японском море 15 февраля, не может быть осужден в России за несоблюдение правил безопасности, которое привело к гибели 8 из 16 членов экипажа судна, так как ЧП произошло за границей России. Об этом со ссылкой на инспектора Международной федерации транспортных рабочих (ITF) Петра Осичанского сообщает «Интерфакс».

Осичанский встретился с находящимся в одной из больниц Находки капитаном Навзиром Ади в конце минувшей недели, чтобы разобраться в обстоятельствах инцидента и попробовать помочь капитану New Star добиться выплаты зарплаты выжившим членам экипажа. Капитан затонувшего судна пожаловался представителю ITF, что представители Приморского межрайонного следственного управления пытаются обвинить его в гибели экипажа, когда, по его словам, судно затонуло вовсе не из-за шторма, а из-за пробоин, полученных после обстрела российскими сторожевыми кораблями. По словам Осичанского, по поводу этих обвинений Ади может больше не беспокоиться, так как трагедия произошла вне пределов юрисдикции России.

Тем не менее капитан китайского сухогруза все еще остается фигурантом уголовного дела, возбужденного по ч. 1 ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы России).

29 января судно доставило в порт Находки партию риса, который, как позже выяснилось, намок, поскольку сухогруз шел в порт в штормовых условиях. Компания-грузополучатель «Продпрограмма-импульс» подала на владельца корабля иск в арбитражный суд с просьбой наложить на него арест и возместить ущерб за некачественный рис. В этом ей было отказано. Однако 12 февраля New Star покинул порт и направился в Китай. В погоню за ним, несмотря на то что ареста на судно наложен не был, отправились российские сторожевые корабли. Они требовали от капитана Ади вернуться в Находку. Погоня длилась три дня, пока корабль не подошел к границе РФ. По нему был открыт огонь, экипаж подчинился приказам военных и развернул сухогруз. Но после этого судно утонуло, восемь членов экипажа погибли. По словам представителей Приморского межрайонного следственного управления, границу РФ Ади все-таки мог нарушить. Если его вина будет доказана, отмечают следователи, ему может грозить наказание в виде двух лет лишения свободы. Дальнейшими подробностями расследования они делиться отказываются.

Впрочем, ЧП с New Star вообще могло бы и не быть.

По словам Осичанского, если бы Ади еще по прибытии в порт заявил так называемый морской протест, то скрываться от российских пограничников ему бы не пришлось.

Так как рис оказался подмочен из-за шторма, капитан мог в течение 24 часов с момента прихода в порт подать письменное заявление нотариусу, в котором должен был указать, что во время плавания или стоянки судна имело место происшествие. В качестве доказательства ему нужно было приложить к заявлению соответствующие выписки из судового журнала. По словам Осичанского, заявить морской протест Ади мог «еще с моря, но заявку не подал».

После того как 29 января New Star вошел в порт, боцман Ма Бин, являющийся родственником судовладельца из Гонконга, принял решение выгружать подмоченный рис, не оформляя морского протеста. Когда рис был выгружен, компания-грузополучатель выразила свое недовольство поставкой. Бин попытался заявить протест, но было уже поздно — нотариус это делать отказался, поскольку груз уже вышел из трюмов. «Похоже, вся эта трагическая история теплохода New Star началась именно с незаявленного морского протеста», — резюмировал инспектор Осичанский.