Новости

Взяли и отмыли

Чиновников правительства Москвы подозревают в вымогательстве и обналичивании 8 млрд рублей

Чиновника правительства Москвы подозревают в вымогательстве взяток и отмывании 8 млрд рублей. Предполагаемый преступник и его сообщники из федеральных органов власти вымогали у коммерческих компаний деньги за победу в конкурсах на выполнение госзаказа в сфере капитального строительства. В мэрии утверждают, что «система размещения госзаказа в столице абсолютно прозрачна», а попавшийся на взятке чиновник действовал в одиночку.

Во вторник ДЭБ МВД России сообщил о разоблачении преступной группы, в которую входили чиновники стройкомплекса правительства Москвы. Преступники, как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ДЭБ, занимались вымогательством денег у руководства коммерческих компаний, специализирующихся на строительстве. За крупные взятки коммерсанты получали победу на аукционах и конкурсах на размещение госзаказа.

Ущерб, понесенный государством по вине вымогателей, — около 8 млрд рублей.

Руководитель пресс-службы ДЭБ Андрей Пилипчук уточнил, что эту сумму члены преступной группировки, в которую входили чиновники московского правительства, незаконно обналичили «в ходе своей преступной деятельности». «Эти деньги, можно сказать, через них прошли, суммы самих взяток были, конечно, меньше», — пояснил Пилипчук. Он рассказал, что задержанный сотрудник департамента городского заказа капитального строительства комплекса городского строительства правительства Москвы получил 2 млн рублей в качестве взятки, за что и был взят с поличным. Представитель ДЭБ также уточнил, что помимо сотрудника департамента столичного правительства в группировку входили «представители других структур, в том числе федеральных органов власти», но они находятся в статусе подозреваемых и в отношении них расследование продолжается.

В мэрии Москвы заявление ДЭБа о взяточниках из московского правительства назвали «клеветой, требующей немедленного опровержения».

Пресс-секретарь столичного мэра Сергей Цой заявил журналистам, что «ни один из сотрудников департамента городского заказа капитального строительства на сегодняшний день правоохранительными органами не задержан». Правда, Цой тут же добавил, что речь в сообщении МВД, видимо, идет о задержании Сергея Татинцяна, который был сотрудником департамента, но «рядовым». «Насколько известно, Татинцян уже после проведения конкурсов подходил к его участникам и предлагал свои услуги по оформлению документации», — уточнил пресс-секретарь. О том, что сотрудник действовал не как чиновник, а сам по себе, сказал во вторник и замглавы департамента городского заказа капитального строительства Владимир Лавленцев. «Эпизод с получением 15 апреля 2009 года Татинцяном взятки в 2 млн рублей не связан с деятельностью департамента», — считает Лавленцев.

Кроме того, в мэрии Москвы добавили, что Татинцян, «как и любой чиновник, не мог повлиять на итоги торгов, поскольку система размещения госзаказа в столице абсолютно прозрачна».

Между тем представители Москонтроля и Контрольно-счетной палаты (КСП) Москвы неоднократно заявляли о практике формального соблюдения требований действующего законодательства при размещении и выполнении государственных заказов для нужд города Москвы: контракты заключаются без обеспечения конкуренции при их размещении, а контракты на строительно-монтажные работы — до утверждения проектно-сметной документации (ПСД).

Так, в отчете о деятельности КСП Москвы в 2008 году, сказано, что «в отчетном году были установлены нарушения порядка размещения государственного заказа, требований действующего законодательства при заключении и исполнении государственных контрактов и договоров», а также «имело место снижение показателей, характеризующих степень конкурентности и эффективности системы размещения государственного заказа».

В результате проверок аудиторы КСП констатировали, что в городе «не соблюдаются процедуры, установленные Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Оплата работ и услуг строителей производится кое-как, расценки на строительно-монтажные и проектно-изыскательные работы завышены, конкурсы по выбору подрядчиков проводятся с нарушениями, а контракты на строительство объектов заключаются по приблизительным ценам, что оставляет огромные возможности для финансовых махинаций. Кроме того, выяснила комиссия, государственные органы вопросы ценообразования и качества работ не контролируют.