Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Природа

Reuters

Самолеты засыпало пеплом

Из-за вулкана перекрыто движение самолетов над Европой

Анастасия Берсенева

Проснувшийся вулкан в Исландии перекрыл воздушное движение над Европой и северо-западом России. Закрыты аэропорты в Великобритании и Норвегии. Отменен ряд полетов в Швеции, Финляндии и Дании. Будут ли закрыты западноевропейские аэродромы, находящиеся около побережья, в частности, в Бельгии, Франции, Нидерландах, зависит от ежечасного мониторинга метеообстановки.

На севере Европы перекрыто воздушное движение, виновником стал вулкан в Исландии, который проснулся в конце марта и извергнул большое облако пыли. Первыми частично перекрыли воздушное движение над севером страны власти Норвегии из-за опасений того, что пепел от вулкана может ухудшить видимость и повредить двигатели самолетов. Затем на этот шаг пошли в Великобритании. В ночь на четверг британская служба управления воздушным движением NATS объявила о закрытии нескольких аэропортов в Шотландии, сообщает AFP. «Мы запретили все полеты на территории, где распространилось облако пепла, образовавшееся после извержения вулкана в Исландии», — говорится в сообщении NATS.

Однако по мере движения облака на юг страны перебои начались и в работе других аэропортов — в Манчестере, Ньюкасле, в лондонских Хитроу, Гэтвике и других.

Сейчас же воздушное пространство над Великобританией полностью закрыто, за исключением экстренных вылетов и прилетов. Как говорится в сообщении аэропортов Хитроу и Гэтвик, воздушные порты будут открыты не раньше 18.00 по местному времени (21.00 мск). Однако, как заявили специалисты, существует высокая вероятность, что запрет будет продлен до полуночи (3.00 пятницы мск), передает «Прайм-ТАСС». При этом они напомнили, что на ряд аэропортов распространяются ограничения на ночной взлет и посадку, а это значит, что в таком случае возобновить работу они смогут не ранее утра пятницы. В любом случае все будет зависеть от направления ветра, указали специалисты.

Специалисты службы ожидают, что облако пепла направится на юг.

Метеослужба Соединенного Королевства предупредила, что гигантское облако пепла может держаться над Великобританией в течение ближайших трех суток, передает ИТАР-ТАСС. В настоящее время оно медленно движется на юг Европы. Как передают британские СМИ, вулканический пепел находится в верхних слоях атмосферы и не представляет угрозы для дыхания человека.

Однако уже днем в четверг страны северо-запада Европы стали сообщать об изменениях в расписании. По информации Bild, пепельное облако достигло воздушного пространства Германии. Затруднена работа многих аэропортов Дании, Швеции и Финляндии, передает Associated Press. CNN сообщает, что все еще открыт аэропорт Амстердама, однако Стокгольм уже отменил около 20 рейсов.

По данным представителя шведского управления по безопасности полетов Яна Линдквиста, вероятность прекращения авиаперевозок во всей Северной Европе сегодня вечером достаточно высока, сообщает ИТАР-ТАСС. Облако пепла извергающегося в Исландии вулкана достигнет шведской столицы к 22.00—23.00 мск и далее распространится на другие области северной части континента. «Границы запрета полетов постоянно смещаются. Я думаю, что к вечеру или ночью мы примем решение о закрытии воздушного пространства», — заявил представитель управления Бьерн Стенберг.

Из-за вулкана свою рабочую поездку в Мурманск отменил Владимир Путин.

Как уточнил пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков, вместо намеченного на четверг совещания по вопросам развития береговой инфраструктуры по переработке рыбной продукции, которое должно было пройти в Мурманске, премьер-министр проведет в Москве ряд рабочих встреч, передает «Интерфакс».

Извержение вулкана под ледником Эйяфьядлаекюдль, расположенного в 150 километрах от столицы Исландии Рейкьявика, началось в конце марта 2010 года. По словам руководителя метеорологической службы Исландии Мэттью Роберта, в среду во второй половине дня произошли два выброса вулканической лавы, второй был особенно крупным. Поскольку магма сразу встречается со льдом, то из кратера вырывается уже не лава, а грязные кипящие струи воды с камнями и пеплом. Практически вся акватория Северного моря оказалась сейчас накрыта движущейся массой пепла. Наблюдения исландских специалистов пока не предвещают угрозы новых выбросов, но в стране к ним готовы.

В прошлый раз этот вулкан извергался в 1823 году. Еще до извержения власти страны эвакуировали около 800 человек. Сейчас в районе ледника началось наводнение. Об этом сообщает местная служба гражданской безопасности. По результатам аэрофотосъемки вулканологи сообщают об образовании нескольких круглых просадок в леднике. Диаметр самой крупной из них уже достиг 1 км и продолжает расти.

До 1980-х годов извергающиеся поблизости вулканы не были причиной отмены полетов, но после нескольких авиационных происшествий в международные летные правила пришлось внести изменения.

В июне 1982 года у пассажирского самолета Boeing-747 британской авиакомпании, летевшего из Куала-Лумпур (Малайзия) в австралийский город Перт, внезапно отказал двигатель, а вслед за ним три остальных. Самолет начал падать, и лишь на высоте 4623 метров удалось запустить один двигатель, а чуть позже — два других. Boeing совершил вынужденную посадку в Джакарте. Специалисты установили, что причиной отказа двигателей стал пепел, выброшенный в атмосферу во время извержения вулкана Галунггунг. Тремя неделями позже похожий случай произошел примерно в том же месте с Boeing-747 сингапурской авиакомпании, у него вышли из строя два двигателя из четырех.

В декабре 1989 года Boeing-747, совершавший перелет из Амстердама на Аляску, попал в пепловую тучу вулкана Ридаут. Самолет пытался набрать высоту, чтобы выйти из облака вулканического пепла, но пепловая масса покрыла лопатки турбин. В результате все четыре двигателя заглохли и в течение 8 минут самолет падал. Когда пилоты сумели снова запустить двигатели, до земли оставалось менее 2000 метров. На земле из каждой турбины было извлечено по 80 кг вулканического пепла, он вывел из строя навигационные и электрические системы самолета.