Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Природа

Reuters

Дело в швах

Извержение вулкана Эйяфьядлаёкюдль начинает сходить на нет

Анастасия Берсенева

Извержение вулкана Эйяфьядлаёкюдль заканчивается, говорят ученые Исландии. Правда, российские вулканологи не исключают продолжения извержений. Облака вулканической пыли еще клубятся над Европой, а Еврокомиссия хочет ускорить создание единого центра управления воздушным пространством, которое сейчас напоминает «лоскутное одеяло из 27 национальных воздушных пространств».

В пятницу интенсивность извержения вулкана была самой низкой за две недели его активности, заявил геофизик Университета Исландии Магнус Туми Гудмундссон. По его словам, сейчас Эйяфьядлаёкюдль извергает только 10—12 тонн пепла в секунду, ранее, в самые активные дни, в небо выбрасывалось до 750 тонн пепла в секунду, передает Associated Press.

«Я думаю, мы уже увидели самое худшее. Пик извержения закончился, но, задержится ли вулкан в этой фазе, сказать трудно», — пояснил ученый.

Российские ученые-вулканологи высказывают сомнения относительно завершения извержения. «Данный вулкан, по-видимому, уже начал успокаиваться, хотя усиление эксплозий (вулканических взрывов) еще возможно», — сообщил «Газете.Ru» заведующий лабораторией подводного вулканизма Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор Геннадий Авдейко.

По словам профессора, Эйяфьядлаёкюдль является стратовулканом, и для него характерна смена режимов: из него то вытекает лава, то вырываются столбы пепла.

«Для вулканов Исландии характерен трещинный тип излияний жидкой базальтовой лавы, а не экcплозивных (взрывных) извержений, — пояснил Авдейко.— Но имеется и несколько стратовулканов, для которых типична перемежаемость лавового и эксплозивного режимов. Вулкан Эйяфьядлаёкюдль является стратовулканом высотой 1666 метров, на вершине которого находится ледник». Как отметил ученый, на начальном этапе извержения выбросы пепла усиливались за счет таяния льда.

Профессор пояснил, что подобные извержения часто происходят на Дальнем Востоке. Сравнить исландский вулкан с камчатскими можно, в частности, по объему выбрасываемого пепла. Эйяфьядлаёкюдль, по словам Авдейко, выбросил в 1821 году 0,1 куб. км тефры — пепла и пыли. «Но, например, камчатский вулкан Безымянный в 1952 году выбросил более 3 куб. км тефры, а Шевелуч в 1964 году — около 1,5 куб. км, — пояснил представитель Института вулканологии и сейсмологии. — Тогда пепел выбрасывался на высоту более 10—15 километров, а не на 8—8,5, как в Исландии». Что касается других исландских вулканов, то в Исландии есть еще несколько подобных Эйяфьядлаёкюдлю, добавил профессор, и наиболее активным из них является вулкан Гекла, который в 1947 и 1970 годах извергал по 0,2 куб. км тефры.

Сейчас облако вулканической пыли впервые накрыло саму Исландию: ранее ветер сносил облако на юго-восток, но в конце недели он повернул на север.

В ночь на пятницу были закрыты международный аэропорт Кефлавик и небольшой аэродром столицы страны Рейкьявика.

Некоторые рейсы над Европой тоже продолжают отменять. Так, в Домодедово был отменен рейс в Германию, а в Пулково — в Финляндию. В екатеринбургском аэропорту Кольцово пассажиры не смогли улететь во Франкфурт и Хельсинки.

По данным Росгидромета, утром в пятницу облако разделилось на две части.

Согласно прогнозу, в 22.00 23 апреля облако будет находиться на высоте в 6 км над Калининградской областью. «Над Западной Европой вулканическое облако сохранится над западом и югом Исландии, севером Великобритании и Дании, крайним югом Норвегии и Швеции, северо-востоком Германии, Польшей, северо-востоком Чехии,— пояснили в Росгидромете. — Также оно придет на северо-запад Украины, крайний запад Белоруссии, в Литву и крайний запад Латвии». Метеорологи добавили, что концентрация взвешенных веществ, диоксида серы и фтористого водорода в приземном слое воздуха в России не превышает предельно допустимых значений.

Тем временем Еврокомиссия заявила о необходимости ускорить процесс принятия проекта «Единое небо Европы», согласно которому в регионе появится единый центр управления воздушным пространством.

Сейчас каждая страна несет персональную ответственность за авиадвижение над своей территорией. «Худшее позади, но предстоит еще много работы, чтобы наладить кризисное управление», — заявил представитель Еврокомиссии по транспорту Сиим Каллас. По его словам, в апреле произошел самый серьезный сбой воздушных перевозок в Европе со времен Второй мировой войны: были отменены более 100 тысяч рейсов, авиакомпании потеряли около $1,7 млрд.

«Из-за отсутствия единого рычага управления воздушным движением было очень трудно ответить за этот сбой полетов. Нам нужна быстрая скоординированная реакция, а у нас лоскутное одеяло из 27 национальных воздушных пространств», — сказал представитель Еврокомиссии.

По мнению разработчиков проекта, «бесшовное небо» поможет выпрямить маршруты движения самолетов, что, в свою очередь, позволит сэкономить топливо и срок службы лайнеров. Разговор о проекте пойдет 4 мая в Брюсселе, на общей встрече министров транспорта государств — членов ЕС. Ранее планировалось принять его к 2012 году, но «последний кризис показал, что мы не можем ждать так долго», добавил Каллас.

Ранее идею создания единого центра управления авиадвижением критиковали военные, которые считают, что она лишит страны одного из атрибутов национального суверенитета. Кроме того, против проекта бастовали французские авиадиспетчеры, которые опасались потери рабочих мест.