Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Образование

ИТАР-ТАСС

«Я бы поставила за закон «незачет»

Законопроект «Об образовании» обсудили в Торгово-промышленной палате

Полина Никольская

Новый законопроект «Об образовании» может ухудшить социальную обстановку в стране и превратить институты в ПТУ. К таким выводам пришли специалисты во время общественных слушаний в Торгово-промышленной палате. В нынешнем виде закон принимать ни в коем случае нельзя, говорят эксперты. А учителя и педагоги заявляют, что «за такую работу поставили бы «незачет».

В четверг законопроект «Об образовании» обсудили в Торгово-промышленной палате (ТПП). Участники общественных слушаний согласились практически со всеми претензиями, предъявленными закону во время слушаний в Совете федерации. Вице-президент ТПП Владимир Исаков с самого начала слушаний сказал, что образование в России сдает позиции и уже не удовлетворяет требованиям работодателей. И, к сожалению, новый законопроект эту проблему не решает. «Как преподаватель, я бы такой закон не приняла. Тут нужно слишком много исправлений. Я бы поставила за него «незачет», — заявила на слушаниях и почетный работник среднего общего образования, учитель и преподаватель вуза Наталья Галеева.

Как и на парламентских слушаниях неделю назад, на слушаниях в ТПП эксперты отметили, что закон слишком громоздкий — в нем около 500 страниц. «Много логических повторов, путаницы в терминах и дефинициях, противоречивых лексических конструкций. У закона нечеткая структура, а введение экономической лексики в закон без дополнительных пояснений и словарей затрудняет его восприятие», — сказала профессор юридического факультета Университета РАО, профессор кафедры управлении образовательными системами МПГУ Елена Болотова.

По мнению большинства участников слушаний, основная проблема закона — отсутствие идеи о дальнейшем развитии системы образования.

В проекте «прописали механику, а не практику», поэтому, отметили специалисты, невозможно понять, к чему эта система, по замыслу авторов, приведет. В законопроекте подробно прописаны нормы, которым можно было уделить либо меньшее внимание, либо «убрать в другие законодательные акты»: в документе повторяются, как было сказано на слушаниях, нормы Трудового, Гражданского, Бюджетного кодексов. Руководитель рабочей группы комитета Совфеда по образованию и науке Виктор Звонников отметил, что не понимает, к примеру, зачем в документе описана необходимость развивать нанотехнологии («А другие не надо?») и зачем несколько страниц необоснованно уделено описанию системы контроля и надзора.

«Многие положения закона не соответствуют российским реалиям, современным требованиям, в том числе и к законодательству, и не отражают перспективные образовательные тенденции и технологии», — сказано в резолюции общественных слушаний.

Так, по словам Звонникова, в предлагаемом проекте, так же как и в действующем законе, нет никаких норм, которые бы гарантировали молодому человеку, закончившему вуз, трудоустройство. А члены ТПП и Союз директоров средних специальных учебных заведений подчеркивают, что законопроект убивает профессиональное образование. Напомним, что, согласно проекту, начальное профессиональное образование в России исчезнет, а среднее будет разделено на два вида — программа подготовки высококвалифицированного рабочего (правопреемник нынешних ПТУ) и программа подготовки специалистов среднего звена. Квалифицированных рабочих будут готовить профессиональные лицеи, специалистов среднего звена — техникумы. «Исключить уровень начального профобразования и заменить его профподготовкой — большая ошибка, — считает руководитель исполнительной дирекции союза Геннадий Васин. — Как минимум все знают, что у НПО есть свои определенные социальные функции, и если все дети, которые не пойдут в 10—11-е классы, окажутся на улице, то проблем будет больше».

Меняет законопроект и систему высшего образования, которое можно будет получить в колледжах, институтах и университетах. В колледжах будут давать только степень бакалавра, в институтах — бакалавра и специалиста, в университетах — специалиста, бакалавра и магистра, также там можно закончить аспирантуру и докторантуру, которые, по законопроекту, больше не будут считаться послевузовским образованием. Академии смогут либо предоставлять дополнительное образование, либо готовить аспирантов и докторантов.

Председатель комитета ТПП по интеллектуальной собственности Иван Близнец предположил, что в случае, если институты перестанут готовить аспирантов, педагогические профессиональные кадры в таких учебных заведениях просто вскоре закончатся.

Такая система просто «превратит институты в ПТУ», отметил он.

Все свои подробные предложения по изменению законопроекта участники слушаний передали председательствующему Исакову. Он, в свою очередь, отметил, что на слушания приглашались и разработчики законопроекта из Минобрнауки, но ни один представитель министерства, которое обещало учитывать при разработке общественное мнение, ТПП в четверг не посетил.