Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Природа

Кирилл Лебедев

Лес рубить — себе дороже

Экологи представили результаты независимой экспертизы вариантов трассы Москва — Санкт-Петербург

Варвара Петренко

Экологи представили результаты независимой экспертизы вариантов трассы Москва — Санкт-Петербург. По мнению экспертов, утвержденный маршрут через Химкинский лес наименее результативный и лишь усугубит экологические, транспортные и социальные проблемы. У руководства страны свое мнение: решение о возобновлении строительства было принято за неделю до появления экспертного доклада.

В понедельник в Москве прошла конференция «Химкинские леса Подмосковья», посвященная хозяйственному освоению подмосковных лесов. На суд общественности был представлен экспертный доклад, оценивающий возможные варианты прокладки трассы Москва — Санкт-Петербург, их стоимость, экологические и социальные последствия.

Согласно выводам независимой комиссии экспертов, любой из 11 альтернативных маршрутов строительства трассы лучше, чем выбранный властями проект. Строительство дороги через Химкинский лес не только погубит важную часть экосистемы столицы, но и не решит ни одной из заявленных задач, говорят специалисты.

По словам главы комиссии заслуженного эколога России, бывшего председателя комитета Госдумы по экологии Тамары Злотниковой, прокладка трассы по лесным территориям приведет к вовлечению этих земель в градостроительную активность, какие бы утверждения на этот счет ни делались на первоначальном этапе. При этом транспортная проблема решена не будет, считают эксперты. Транспортный эксперт Михаил Матвеев напомнил, что строительство Северной рокады в Москве, которая должна продолжить скоростное шоссе, — дело далекого будущего. В итоге новый федеральный проект, дойдя до Бусиновской развязки, упрется в Т-образный перекресток на МКАД, что приведет только к новым пробкам рядом с МКАД и на самой кольцевой автодороге.

Кроме того, отметил Матвеев, трафик на этом участке как минимум на две трети не скоростной, а локальный.

А это значит, на магистрали потребуется построить много развязок и съездов, что напрямую скажется на скорости движения, а это противоречит тому, что декларируется сторонниками проекта. В первую очередь правительство должно заняться развитием локальных дорог, считает и представитель Центра охраны дикой природы Михаил Карпачевский. По его словам, начиная с 1992 года Подмосковье потеряло более 100 га лесов, и все они застроены. Теперь к бесчисленным коттеджным поселкам нужны локальные дороги. Однако правительство, закрывая глаза на эту проблему, ориентируется на дорогостоящие проекты типа трассы Москва — Санкт-Петербург или ЦКАД.

Говоря о ценности Химкинского леса, Карпачевский отметил, что его уничтожение отразится на экологическом благополучие не менее миллиона человек. По его оценке, Химкинский лес очищает воздух в окружности в девять раз большей, чем площадь самого леса. Кроме того, экологи подчеркивали ценность именно дубравы, вырабатывающей кислород и фильтрующей пыль в полтора-два раза эффективней, чем другие породы.

Между тем выбранный вариант трассы практически не оставляет шансов на сохранение леса, наибольший вред которому наносит его фрагментация, объяснил эксперт. Новая дорога разрежет Химкинский лес на 4 фрагмента. Два маленьких погибнут сразу, большие деградируют с течением времени. Стометровая просека нанесет в данном случае такой же ущерб, как двухсотметровая, утверждают экологи.

И этот ущерб не может быть снижен какими-либо компенсационными мероприятиями, отмечается в заключении экспертов.

(Напомним, вице-премьер Сергей Иванов пообещал, что на компенсацию ущерба от проведения автодороги выделит средства правительство.)

Касаясь юридических аспектов проекта, эксперты приводили множество фактов нарушений российского и европейского законодательства, допущенных при подготовке и реализации проекта. По словам Злотниковой, строительство дороги через Химкинский лес является результатом сознательных действий властей «по деградации» экологического законодательства. Комиссия упомянула и негативные социальные последствия. По ее данным, две трети жителей России против этого проекта.

В качестве альтернативы принятому проекту трассы экологи в заключении комиссии предлагают оптимизировать движение по существующим дорогам, реконструировать узкие места, а также организовать эффективный общественный электротранспорт за МКАД.

От того, удастся ли отстоять Химкинский лес, зависит судьба аналогичных проектов и в других районах Подмосковья, говорили участники конференции.

В итоговую резолюцию конференции вошли требования защитников природы из Жуковского, Красногорска, Одинцова, Балашихи, Опалихи, Солнечногорска. Эта резолюция вместе с результатами независимой экспертизы проекта строительства трассы Москва — Санкт-Петербург будет направлены президенту и председателю правительства. «Хочется верить, что президент, как гарант Конституции, займет сторону большинства населения», — заявила Злотникова.

Впрочем, на прошлой неделе президент уже сделал свой выбор. Проект строительства трассы Москва — Санкт-Петербург вышел на ту стадию, когда остановить его практически невозможно, заявила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова после того, как, не дожидаясь выводов независимых экспертов, правительственная комиссия 14 декабря приняла решение о возобновлении строительства трассы по первоначальному варианту.

На сигнал сверху моментально отреагировали на местах. Так, перестраховавшийся в ожидании решения по Химкинскому лесу и приостановивший строительство двух областных трасс губернатор Подмосковья Борис Громов тут же объявил о размораживании проектов.

Речь идет о дороге через Цаговский лес в Жуковском и объезде Одинцово. «Были задержаны две дороги, которые мы начнем строить. Одна из них — это в Жуковском. Там тоже лес есть, не такой, правда, как Химкинский. Там и дорога поменьше, всего шесть километров. Но она тоже встала из-за решения по Химкинскому лесу», — заявил Громов. Что касается Одинцово, то, по словам губернатора, «эту дорогу на будущий год начинаем точно строит, все ограничения, слава богу, сняты».

Сразу определилась со своим отношением к проблеме и Общественная палата, одобрившая решение правительственной комиссии и назвавшая его «компромиссным». «Вблизи тех мест, где трасса будет затрагивать Химкинский лес, расположены ряд населенных пунктов, и большинство их жителей приветствуют строительство магистрали. Так дорога частично снимет проблему пробок и будет способствовать улучшению транспортной доступности тех мест», — заявил «Интерфаксу» глава комиссии ОП Анатолий Кучерена.

При этом, по его мнению, проект учитывает и интересы экологов, протестовавших против прокладки трассы через лес: «проект предусматривает определенные компенсаторные меры, то есть, таким образом, он учитывает интересы как сторонников, так и противников этой идеи».

Что до недовольных принятым решением активистов, то они, считает Кучерена, имеют право продолжить выражать свой протест, но не переходя грань закона.

Экологи в ответ на такой «компромиссный» вариант заявили, что намерены идти до конца, вплоть до участия в президентских выборах 2012 года. А пока призвали своих сторонников выйти на Триумфальную площадь 31 декабря и все последующие 31-е числа на акцию в защиту Конституции России.

Кроме того, экологи намерены создать на базе коалиции «За леса Подмосковья» коалицию за спасение лесов России, которая должна стать общероссийской экологической организацией, а также обратиться в Конституционный суд с вопросом о конституционности ряда принимаемых изменений в земельное и лесное законодательство (по данным экологов, нарушается статья 42 Конституции о праве граждан на благоприятную окружающую среду). «Завтра, если мы не станем стеной за защиту русского, российского леса, то уже заповедники постигнет такая же печальная участь, как и те участки леса, которые еще вчера были лесопарковым защитным поясом Москвы, а сегодня подверглись сильнейшей антропогенной нагрузке и эксплуатации», — заявила на конференции Злотникова.