Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Происшествия

ИТАР-ТАСС

Москва работает на вылед

Как Москва пережила ледяной дождь

Варвара Петренко, Елена Шмараева

Из-за ледяного дождя в воскресенье была остановлена работа аэропорта Домодедово: его обесточило. В итоге около 8 тысяч человек не смогли никуда вылететь. В это время больше 200 тысяч жителей Московской области сидели по домам без света.

В выходные жизнь столицы и области затормозила погода. В субботу в Москве начался ледяной дождь. Капли дождя, которые образовывались в слоях атмосферы с положительной температурой (на высоте около полутора километров), долетев до земли, мгновенно замерзали, встречаясь с холодным приповерхностным воздухом, где температура составляла почти 4 градуса мороза. (Всего за прошедшие сутки выпало рекордное количество осадков — 22 мм). В итоге на земле образовывалась ледяная корка, поскользнувшись на которой, в московские больницы поступило 86 человек. В воскресенье падавший весь день снег то и дело переходил в тот же ледяной дождь. В городе начали падать деревья (всего в Москве повалено или сломано около двух тысяч деревьев). «В основном под тяжестью льда падали ветви, но в некоторых случаях деревья не выдерживали веса наледи и валились целиком», — рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь комплекса городского хозяйства столицы Игорь Пергаменщик. Серьезнее всего пострадали Южный, Юго-Восточный и Юго-Западные округа столицы. Пять человек попали под падающие ветки (к вечеру число пострадавших достигло двадцати).

Главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко, отметив, что москвичи стали почти на треть чаще попадать в травмпункты, посоветовал гражданам запастись провиантом и вообще не выходить на улицу.

В Московской области на людей на улицах также валились деревья и ветки (в воскресенье в подмосковном городе Жуковский по этой причине погибла пожилая женщина). Но жителям многих районов Подмосковья (в основном на западе области) уже было плохо и дома. Из-за падающих на линии электропередач деревьев стали происходить электроаварии. За ночь было отключено около 68 линий электропередачи 110 кВ, а также четыре линии 220 кВ, не работало 560 подстанций, сообщил представитель Московской объединенной электросетевой компании (МОЭСК).

В итоге к полудню воскресенья, по данным пресс-службы ГУ МЧС России по Московской области, без света оставались 200 тысяч человек в почти 788 населенных пунктах 26 районов области.

Отключения затронули Балашихинский, Волоколамский, Воскресенский, Егорьевский, Красногорский, Рузский, Клинский, Ленинский, Люберецкий, Лотошинский, Можайский, Ногинский, Шатурский, Одинцовский, Истринский, Подольский, Наро-Фоминский, Раменский, Шаховской, Солнечногорский, Щелковский, Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский и Дмитровский районы Московской области, а также города Реутов, Домодедово и Пушкино. В 14 отключенных от центрального электроснабжения медицинских учреждениях с круглосуточным пребыванием людей были подключены резервные источники электроснабжения. К какому моменту будет восстановлено электроснабжение, энергетики прогнозировать не брались, лишь сообщая, что «ремонтно-восстановительные работы по ликвидации последствий аварий на ЛЭП ведутся безостановочно».

Нарушение электроснабжения привело к самой серьезной транспортной проблеме выходных – остановке работы московского аэропорта Домодедово. По данным Росавиации, в воскресенье оттуда не смогли вылететь около 8 тысяч человек — около 100 рейсов.

Изначально казалось, что столичных аэропортов последствия ледяного дождя не коснутся. В 8.40 воскресенья представитель Центральной диспетчерской службы (ЦДС) Москвы сообщил РИА «Новости», что Внуково, Домодедово и Шереметьево работают в обычном режиме, несмотря на туман и сильный гололед.

Однако около 9.20 в здании аэропорта Домодедово погас свет.

После этого табло в аэропорту не работало. Онлайн-табло на сайте аэропорта сообщало информацию, актуальную на момент отключения света — о начале регистрации на рейсы, отправляющиеся в первой половине дня. Официальных сообщений о том, что делать пассажирам, не поступало ни от пресс-службы аэропорта, ни от авиакомпаний, рейсы которых отменялись.

По словам очевидцев, приехавших в аэропорт к 9.00, уже к этому моменту электричество работало не в полную силу – в здании был полумрак.

А после того, как свет погас совсем, на первом этаже закрыли туалеты. «Надо было видеть душераздирающие картины — людей, которые пробивались в туалет, и сотрудников, защищавших двери, — рассказала собеседница «Газеты.Ru», намеревавшаяся лететь в отпуск в Тунис рейсом «Трансаэро». – На втором этаже, где туалеты работали немного дольше, собрались гигантские очереди. Табло не работали, никакой официальной информации нигде не было, а на официальной справочной стойке все только ругались, потому что сами ничего не знали».

По словам пассажирки, о том, что «до следующего утра ничего не будет», ее мужу, вышедшему на улицу покурить, около 12.00 сказал человек в форме компании «Трансаэро».

«Поняв, что скоро здесь будет «ходынка», мы рванули на выход и поняли, что аэроэкспресс, на котором мы с горем пополам приехали в аэропорт (поезд шел медленно), обратно не ходит, — рассказала собеседница. – Автобусы уже брали штурмом, и для нас с маленьким ребенком попасть в них было нереально. Немногочисленные такси заламывали запредельные цены, но тоже были нарасхват». (Доехать до Москвы таксисты предлагали за 10 000 рублей).

По ее словам, еще через час в Домодедово перестали работать телефоны сети «Билайн».

«Мы сидели в переполненном аэропорту в темноте, без телефона, еды, воды и туалета, когда появились люди с «матюгальниками», которые просили вновь прибывающих пассажиров не заходить в аэропорт, — рассказала туристка. – После чего предприняли еще одну попытку уехать. Нам повезло: нас подобрал человек, ехавший в сторону Москвы. Основная масса пассажиров в это время оставалась в аэропорту».

Как оказалось, частичные перебои с электричеством начались в аэропорту еще около 7.30 утра. А вскоре вышли из строя два независимых друг от друга источника электроснабжения.

По словам руководителя пресс-службы аэропорта Елены Галановой, в связи с обледенением на подстанциях в Подольске и в поселке Володарского были оборваны электропровода, которые идут в Домодедово. Как пояснила Галанова «Газете.Ru», около 13.00 дизель-генератор (аварийный источник электропитания) в аэропорту Домодедово работал исправно, однако он не мог заменить две головные электроподстанции и обеспечить всю работу аэропорта. По словам Голановой, генератор поддерживает работу взлетно-посадочных полос, сигнального и навигационного оборудования, радиомаяков.

По ее словам, с того момента, как начались проблемы с электроснабжением, было выпущено и принято 15 авиарейсов. Но речь идет лишь о тех, кто успел пройти паспортный контроль и сдать багаж.

«Мы можем принимать рейсы, однако полностью обесточен аэровокзальный комплекс, отключились системы регистрации пассажиров, информационные системы, не работает система сортировки багажа, — уточнила руководитель пресс-службы. – Багаж прибывших сразу после возникновения аварии пассажиров мы рассортировали вручную. Но с 10.00 аэропорт полностью закрыт». Прибывающие самолеты перенаправляли в Шереметьево и Внуково.

Отправляя пассажиров по домам, сотрудники Домодедово советовали им связываться со своими авиакомпаниями, чтобы уточнить, когда будет вылет.

По сообщению ИТАР-ТАСС, некоторых пассажиров, преимущественно иностранцев, разместили в гостиницах. Пассажиров, не успевших выехать из дома и сидевших на чемоданах, в Домодедово через СМИ, наконец, попросили не приезжать в аэропорт до получения информации о восстановлении энергоснабжения аэропорта. Был обнародован телефон «горячей линии». Однако дозвониться по нему удавалось не всем. «Я звонила около двух часов — постоянно было занято. Потом трубку взяла какая-то милая девушка, она уточнила номер моего рейса и сообщила: «К сожалению, ничем не может помочь, потому что система перегружается, перезвоните позже», — рассказала одна из пассажирок. К этому моменту на сайтах некоторых компаний уже появились хоть какие-нибудь информационные сообщения.

Как рассказал «Газете.Ru» директор по связям с общественностью «Трансаэро» Сергей Быхал, авиакомпании пытались предупредить своих пассажиров. «На своем сайте мы разъяснили людям ситуацию и попросили их не выезжать в аэропорт, не получив подтверждения о вылете рейса, — сообщил он около 14.00. – Конечно, мы перевезем всех своих пассажиров, но когда, сказать пока сложно. Часть рейсов будет отправлена из Шереметьево. Сейчас для пассажиров главное — не выезжать в Домодедово, а тем, кто там уже оказался, по возможности, вернуться домой».

В случае если появится возможность отправить застрявших в Домодедово пассажиров из другого аэропорта, все они будут об этом заблаговременно оповещены, заявил Быхал. «При бронировании билетов каждый пассажир оставляет свой контактный телефон, — рассказал Быхал. – И, если появится возможность отправить какой-то рейс из Шереметьево, мы будем всех обзванивать. Но пока только изучается возможность использования другого аэропорта». К концу дня у «Трансаэро» появилась возможность отправить рейсы в Бангкок и Тель-Авив из Шереметьево, а в Томск из Внуково.

По словам нескольких пассажиров, вернувшихся домой или так и не выехавших в аэропорт, никто с ними пока не связывался. «Я не понимаю, что теперь делать – ложиться спать или на чемоданах сидеть? Как нас всех будут собирать в аэропорту, тоже не понимаю. И к кому претензии предъявлять», — говорит один из них.

Как объяснили «Газете.Ru» в туристическом агентстве «Кураж», в условиях договора перевозки есть обязанность авиакомпании предупредить пассажира в случае изменения даты и пункта отправки рейса.

«При любом способе покупки авиабилета пассажир оставляет свой контактный телефон, который вносится в базу и затем передается авиакомпании, — рассказала представитель агентства Нина Молоткова. – И при необходимости компания просто делает sms-рассылку». По ее словам, в конфликтных ситуациях установить, кто прав, кто виноват, помогает распечатка из телефонной компании, показывающая, было ли отправлено соответствующее сообщение.

Ближе к вечеру в Домодедово были доставлены генераторы для поддержания его жизнедеятельности.

Как сообщила тогда Голованова, «сотрудники МЧС подключают аварийные генераторы и пытаются запустить хоть какое-то аварийное освещение, чтобы не было полной темноты. Это первый этап. Затем, возможно, подключат стойки регистрации», передает «Интерфакс». В 18.40 официальный представитель МОЭСК заявил, что энергетики планируют подключить аэропорт Домодедово к электроснабжению в течение 1,5–2 часов. «Мы планируем, что в течение ближайших 1,5–2 часов будут первые включения потребителей. Сначала подключим к электроснабжению аэропорт Домодедово, Раменское и Жуковский», — сказал он. В это время в Домодедово, по данным спасателей, находилось около 7 тысяч пассажиров.

Однако информации о том, что аэропорт Домодедово заработал в нормальном режиме, пока не поступало.

Лишь в 22.00 было объявлено, что энергоснабжение аэропорта восстановлено. По словам Галановой, «сейчас ведется запуск всего технологического процесса, необходимого для отправки и приема самолетов как на внутренних, так и на международных направлениях», передает ИТАР-ТАСС. Когда будут отправлены первые рейсы, неизвестно.

Работы по восстановления движения аэроэкспрессов на маршруте Павелецкий вокзал — аэропорт Домодедово продолжались весь день. В справочной компании и по громкой связи на Павелецком вокзале сообщали о приостановке движения. Пассажиры, застрявшие в аэропорту, раскупили билеты на несколько поездов, но ни один из них не отправлялся. Только к 21.00 в пресс-службе Минтранса сообщили, что «движение аэроэкспресса Павелецкий вокзал — аэропорт Домодедово, нарушенное из-за сложных метеоусловий, полностью восстановлено».

Сбои в выходные были и на других участках железной дороги.

Из-за отключения внешних источников питания электричество рано утром в воскресенье перестало поступать на фидеры подстанций Московской железной дороги (МЖД), сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ОАО РЖД. «Электропитание перестало поступать в 6.30 что привело к работе в нештатном режиме устройств автоматики и телемеханики, обеспечивающих управление движением поездов», — уточнили в компании. В течение дня пригородные поезда шли с опозданием по всем направлениям МЖД, особенно сложная ситуация наблюдалась на Горьковском, Белорусском и Павелецком направлениях. Железнодорожники срочно переключались на резервные источники питания, а управление движением (переключение стрелок и сигналов) велось в ручном режиме вместо обычного автоматического. Уточнить, сколько поездов опоздало из-за отключения электричества, в пресс-службе затруднились. По данным на 18.30, добавили в РЖД, питание энергосистем отсутствовало только на участке Москва – Черусти Казанского направления. От остановившихся поездов отцепили электровозы, к станциям их тянули с помощью тепловозов.

Остановленное движение аэроэкспрессов в аэропорты Шереметьево и Внуково возобновилось около 14.00. По данным специалиста «горячей линии» компании «Аэроэкспресс», после этого они следовали по расписанию.

Кроме всего этого ледяной дождь и падающие деревья привели к нарушению работы наземного городского транспорта, а ГИБДД сообщало о плохой работе светофоров и переводу ряда перекрестков на ручное управление.

К 14.00 в воскресенья движение трамваев и троллейбусов в Москве, впрочем, было практически восстановлено. Аварийные бригады «Мосгортранса» устранили 23 из 28 обрывов контактных сетей, сообщил РИА «Новости» замгендиректора ГУП «Мосгортранс» Евгений Адамов. «Все службы, депо, троллейбусные парки вышли на ликвидацию наледи на проводах, — рассказал Адамов. — Сейчас ремонтными работами занимаются 17 спецбригад. Они будут работать всю ночь. Мы надеемся, что к утру справимся со всеми неполадками».

По данным на 19.00 воскресенья, коммунальные службы продолжают безостановочно работать, очищая тротуары от наледи и снега и сбивая с крыш сосульки.

Бригады «Мосводостока» контролируют состояние дорог, где традиционно возникают подтопления, вызванные осадками. Все 13 снегоплавильных пунктов работают 24 часа в сутки. А в 21.00 воскресенья и в 5.00 понедельника будет проведено «сплошное прометание проезжей части дорог с последующей обработкой ее реагентами».

По данным пресс-службы Главного управления МЧС России по Московской области, работы на территории Подмосковья ориентировочно закончатся к 14.00 27 декабря, сообщает «Интерфакс».