Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Город

ИТАР-ТАСС

Контролер поступит на госслужбу

Штраф за безбилетный проезд в Москве увеличится до 1000 рублей, взымать его будут контролеры-госслужащие

Варвара Петренко

Столичные власти на порядок увеличивают штраф за безбилетный проезд — до 1 тысячи рублей — и возводят контролеров в ранг госслужащих. Новоиспеченные чиновники будут чужды коррупции и смогут пополнить доходы городской казны, утверждают авторы идеи. По мнению экспертов, дешевле будет вернуть в салоны автобусов кондукторов.

Бороться с безбилетниками в Москве вскоре будут не бесправные контролеры из штата Мосгортранса, а облеченные полномочиями госслужащие специального учреждения. Соответствующие поправки в городской Кодекс об административных правонарушениях депутаты Мосгордумы приняли в среду в первом чтении.

Как сообщил редактор законопроекта председатель комиссии по законодательству Александр Семенников, до сих пор «администрированием» штрафов за безбилетный проезд занимались ГУП «Мосгортранс» или сотрудники правоохранительных органов (в метро). Однако на сегодняшний день уже вынесены решения нескольких судов, включая Верховный суд, установившие, что представители коммерческих организаций не могут составлять протоколы о правонарушениях, рассматривать их и принимать решение о наложении штрафа. «Это соответствует духу закона и здравому смыслу, — признал депутат. – Но в итоге соответствующая статья КоАП является просто деклараций и не работает: выявив безбилетника, контролеры не могут привлечь его к ответственности. Они лишь предлагают ему купить билет или выйти из автобуса».

Оптимизировать несовершенную процедуру привлечения к административной ответственности предлагается путем создания нового государственного учреждения «Организация перевозок», сотрудники которого получат недостающие нынешним контролерам полномочия.

Новоиспеченные госслужащие будут выявлять безбилетников, составлять протокол об административном правонарушении, тут же рассматривать этот протокол и принимать решение о наложении штрафа. При этом взимание штрафа на месте не допускается – оплачивать его нарушитель должен по квитанции в банке. В случае несогласия гражданина, у него остается право обжалования протокола у мирового судьи.

Кроме всего прочего, новый порядок поможет пополнить городскую казну, отметил Семенников, так как собранные штрафы будут направляться в бюджет. К тому же борьба с «зайцами» облегчит нагрузку на бюджет и косвенным образом, считает депутат. По его словам, в настоящее время потери предприятий общественного транспорта от безбилетного проезда составляют до 3 млрд рублей, в то время как эти предприятия только прямых субсидий получают из казны города более 20 млрд рублей, то есть за правонарушителей платят налогоплательщики.

Еще одну возможность исправить эту несправедливость городские власти видят в повышении размера штрафа за безбилетный проезд и провоз багажа в автобусе, троллейбусе, трамвае, в метро и на московской монорельсовой дороге до 1000 рублей.

Авторы идеи считают, что при стоимости билета в 28 рублей сторублевый штраф не является достаточным стимулом к его покупке, а заодно ссылаются на зарубежный опыт. В частности, по словам Семеникова, в Лондоне размер штрафа составляет 80 фунтов, а в Париже и Берлине 40 евро. И даже в Советском Союзе, напомнил депутат, при цене проезда в 3–5 копеек штрафовали «зайцев» на целый рубль. Есть положительный опыт и в современной России, считает он: серьезное повышение штрафов за нарушение ПДД привело к большей дисциплине на дорогах.

Законопроект горячо поддержали транспортные предприятия. Как заявила при обсуждении документа на заседании комиссии по законодательству начальник юридического отдела ГУП «Мосгортранс» Наталья Гусева, в связи с предполагаемым демонтажом турникетов в общественном транспорте, вопрос о создании взимающей штрафы службы становится особенно актуальным.

Однако у многих депутатов возникли вопросы и к самому будущему закону, и, главное, к его применению. Не ясно, например, какими будут численность новых госслужащих и расходы на их содержание.

На сегодняшний день поимкой «зайцев» в 5500 московских автобусах, 1600 троллейбусах и 900 трамваях занимается 200 контролеров из штата самих транспортных предприятий. При получении статуса госслужащего эти контролеры, кроме зарплаты, получают солидный соцпакет, соизмеримый по стоимости с зарплатой. Кроме того, вызывает сомнение эффективность работы новой службы, так как нет никакой гарантии, что контролеры в момент изменят свою психологию и не станут вместо выписывания квитанции на 1000 рублей «договариваться» с зайцем на меньшую сумму и класть ее в карман.

Впрочем, сторонники идеи считают, что среди контролеров коррупционеров не будет, так как никто не станет рисковать статусом госслужащего и социальными гарантиями из-за 500 рублей.

Часть депутатов говорила, что неубедительно выглядит и сам механизм взимания штрафа. При составлении протокола и выписке квитанции безбилетник может сослаться на отсутствие паспорта, назваться вымышленным именем и, выйдя из автобуса, просто выкинуть эту квитанцию. Правда, авторы идеи не исключают участия в работе бригад контролеров и сотрудников полиции, на которых и будет возложена обязанность установления личности правонарушителя.

Голосовавшая против законопроекта фракция КПРФ заявила о несоизмеримости предлагаемых размеров штрафов с зарплатами и стипендиями и о неоправданно завышенных тарифах на проезд. (Хотя, по мнению председателя комиссии Мосгордумы по социальной политике Михаила Антонцева, малоимущие и студенты в Москве имеют льготы, а злостными неплательщиками являются приезжие и гастарбайтеры, которых и следует наказывать).

«У нас зарплаты, как в Африке, а штрафы хотят сделать, как в Европе, – заявил лидер фракции КПРФ Андрей Клычков. – При штрафе в 1 рубль в советское время зарплата была 100 рублей. Много москвичей получают сегодня 100 тысяч рублей?» Кроме того, депутат сомневается, что усилия выбивающих штрафы «амбалов с коммуникабельной внешностью» дадут существенную прибавку в бюджет. «У нас и налоги-то люди не платят, так как их администрирование находится на нуле, — отметил он. – Надо создавать условия, чтобы люди платили и знали, куда идут их деньги».

И уж тем более не будут способствовать нововведения развитию общественного транспорта, уверен Клычков. «Повышая цены и штрафы, не заставишь автолюбителей пересесть из собственного автомобиля на общественный транспорт», — заявил он.

По мнению руководителя департамента МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» Ирины Рукиной, государство не должно вмешиваться в деятельность частников, каковыми являются транспортные предприятия. Тем более что они вполне могут сами справляться со своими проблемами. Например, в пригородных электричках кассиры-контролеры продают пассажирам билеты и взимают плату за оказание этой услуги, окупая свое содержание.

Не надо изобретать велосипед и для борьбы с безбилетниками в городском общественном транспорте, считает эксперт. Гораздо дешевле и эффективней будет вернуть в салоны автобусов кондукторов. Или, по примеру зарубежных стран, поручить взимание платы с пассажиров на выходе самим водителям, не забывая при этом о мотивации.

«Я категорический противник создания новых бюджетных госструктур, тем более для решения проблем коммерческих предприятий, — заявила она. – Роль государства – регулировать, задавать правила игры, а не открывать на каждый чих госучреждения, тратясь на содержание бессмысленной службы и создавая все новые условия для коррупции».