Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Город

Льготники пойдут под уточнение

Московские власти в 2011 году сокращают инвестпрограмму на 21 млрд рублей и сэкономят на социальных выплатах

Ирина Резник

Московские власти третий раз за год уточнили текущий бюджет. За расторжение инвестконтрактов мэрии придется заплатить минимум 19 млрд рублей. Адресную инвестпрограмму 2011 года сократят на 21 млрд рублей, а расходы на «социалку» снизят за счет «уточнения контингента льготников и безработных». На будущий год мэрия рассчитывает иметь большой переходящий остаток, но отказывается обсуждать с депутатами Мосгордумы изменения бюджета в связи с готовящимся расширением столицы.

Столичный бюджет будет расплачиваться по исполнительным листам «обиженных» инвесторов не меньше полутора лет. Как выяснилось на первом в осенней сессии заседании Мосгордумы, рассмотревшем изменения в бюджет текущего года, из городской казны выделяется 4 млрд рублей на погашение исполнительных листов по вступившим в силу решениям судов. При этом, по данным заместителя председателя столичного парламента коммуниста Николая Губенко, выплаты, связанные с расторжением городом инвестконтрактов, с декабря 2010 года выросли в 19 раз.

Причем это только начало. Как предупредила депутатов руководитель департамента финансов мэрии Вера Чистова, «это будет продолжаться на протяжении всего 2012 года»: по ее оценкам, «на подходе» новые исполнительные листы, по которым городу предстоит выплатить по решениям судов около 15 млрд рублей. По ее словам, речь идет об инвестконтрактах, не имеющих выгоды для города. (Напомним, новые власти пересматривают все заключенные при Юрии Лужкове инвестконтракты — уже около 200 из них расторгнуто).

«Я разделяю вашу озабоченность, — заявила депутатам чиновница. – Но поскольку это решения судов, принимающих справедливые решения, значит они обоснованные».

К тому же в чиновников вселяет оптимизм фактическое исполнение бюджета текущего года: как сообщается в материалах законопроекта о внесении изменений в бюджет на текущий год, принятом на заседании Мосгордумы в среду, его доходная часть может составить 1 трлн 442,8 млрд рублей, то есть увеличится на 139,3 млрд рублей. Так, ожидается поступление 44,5 млрд рублей по налоговым доходам (за счёт прибыли ОАО «Газпром») и 16,4 млрд рублей по неналоговым доходам (за счёт продажи имущества и незапланированных дивидендов).

Впрочем, принятые изменения в бюджет (уже третьи в этом году) оставили без изменений основные параметры по доходам и расходам. Речь шла о перераспределении средств внутри бюджета для решения «ряда задач по финансовому обеспечению приоритетных городских мероприятий».

Так, ассигнования на благоустройство увеличатся на 4,3 млрд рублей, на 188 млн рублей вырастут расходы по разделу «Транспорт». По статье «Капитальный ремонт мостов, тоннелей, набережных, водостоков и др.» расходы казны планируется увеличить на 300 млн рублей. На 200 млн рублей вырастут расходы на возмещение затрат, связанных с переводом данных технического учета об объектах недвижимости в электронный вид. Кроме того, как оказалось, мэрии не хватало 70 млн рублей на реструктуризацию органов госвласти и их охрану. Теперь эти деньги найдены.

В основном эти средства будут переброшены из адресной инвестиционной программы (АИП), объем которой сокращается на 21 млрд рублей. Но были пересмотрены и другие статьи бюджета.

Так, на 700 млн рублей сокращаются расходы на образование. В частности, снимается финансирование с учебного телевидения. «Город вложил в учебное телевидение средства, была разработана добротная программа, создана инфраструктура его приема в школах, закуплено оборудование. Теперь вы его спишете?» — возмущался депутат Степан Орлов. «Мы проверили подходы – закупленная техника использовалась недостаточно эффективно, — парировала Чистова, успокоив депутатов тем, что оборудование не пропадет. — В городе предусматривается информатизация образования».

Перешерстили в мэрии и социальные программы. Правда, по словам чиновников, сокращение ассигнований на социальную политику связано не со снижением выплат, а с «уточнением контингента льготников и безработных». С этим же связано снижение финансирования бюджетных статей, связанных с субсидиями на приобретение жилья, в том числе молодыми семьями.

Переходящие остатки бюджета 2011 года (от недофинансирования адресной инвестпрограммы и экономии средств на госзаказе), по замыслу чиновников, должны уравновесить дефицит будущего года.

«В будущем году мы обойдемся без заимствований, потому что будем иметь большой переходящий остаток бюджета и довольно большие поступления от продажи имущества», – объяснил на пресс-конференции накануне заммэра города Андрей Шаронов. По его словам, фактический объем дефицита за счет его покрытия в 2012 году составит 0,1% (в текущем году 4,8%). А в перспективе, к 2016 году, власти и вовсе обещают сделать бюджет профицитным.

При этом мэрии будут нужны резервы. Дело в том, что программно-целевой метод исполнения городских расходных обязательств, на который переходит Москва в будущем году, предусматривает участие в программах частных инвестиций, по большому счету ничем не гарантированных. «Мы опасаемся, что, пообещав денег, инвестор в итоге их может не дать», — призналась в ответ на вопросы депутатов Чистова.

Возможно, по этой причине уже сейчас исполнение расходных обязательств бюджета значительно отстает от сбора доходов. Как отметил Губенко, за 8 месяцев текущего года доходы собраны на 72% от запланированного, а расходные статьи бюджета выполнены только на 38%.

«Вы планируете выполнить обязательства перед москвичами за оставшиеся 4 месяца или собираетесь сэкономить?» — спросил депутат Чистову. В ответ чиновница сослалась на объективные причины – отсутствие заключенных договоров, которые можно было бы финансировать.

Впрочем, по мнению Губенко, есть у мэрии и абсолютные приоритеты, на которых не только не экономят, но и оплачивают, не особенно утруждаясь с обоснованием их финансирования. В качестве примера вице-спикер привел День города и его дорогостоящие мероприятия. Ответа на вопрос о том, сколько налогоплательщики заплатили за то или иное мероприятие праздника, Губенко не получил. «Мы сейчас уточняем фактические расходы, они могут отличаться от запланированных», — ответила Чистова, посоветовав депутату написать запрос.

И уж совсем не хотелось обсуждать чиновнице с депутатами бюджетные вопросы в контексте расширения Москвы.

На вопрос депутата Москвина-Тарханова о том, надо ли Москве «создавать финансовый кулак» в связи с последними заявлениями заммэра Андрея Шаронова о том, что юридически расширение столицы может быть завершено уже к концу года, представитель мэрии ответила, что «не стала бы комментировать Шаронова».

Накануне заммэра заявил, что новые территории юридически станут частью Москвы уже до конца года, а в первом-втором кварталах следующего года в бюджеты Москвы и области будут вноситься изменения, учитывающие новые доходы и расходы, а также инвентаризацию имущества присоединяемых территорий.

«Мы рассчитываем, что не позже чем во второй половине 2012 года уже и де-юре, и экономически, с точки зрения бюджета, присоединяемые территории станут частью Москвы», — поделился планами чиновник.

При этом депутатам вообще не очень понятно, что будет с бюджетом будущего года.

Как напомнил председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов, сейчас в соответствии с законом города № 39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» проект бюджета вносится на рассмотрение в Московскую городскую думу не позднее 10 сентября текущего года, а первое чтение должно состояться не позднее 10 октября текущего года. При этом из 17 городских целевых программ, на основе которых с 2012 года должен формироваться бюджет, утверждено меньше половины.

А это значит, что даже формально рассмотреть госпрограммы и параметры проекта бюджета на профильных комиссиях до вынесения их на заседание думы депутаты не успевают физически.

Не будучи в состоянии повлиять на исполнительную власть, депутаты выторговали себе 10 дополнительных дней на обсуждение программ в профильных комиссиях. Одновременно с изменениями бюджета Мосгордума приняла в среду закон «О внесении изменения в статью 32 закона города Москвы от 10 сентября 2008 года № 39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве», согласно которому парламентарии обязаны будут приступить к первому чтению бюджета не позднее 20-го (а не 10-го) октября текущего года.

Кроме того, на заседании было решено создать депутатскую группу для решения вопросов, связанных с расширением Москвы. «Вчера состоялась встреча с депутатами административных территорий Московской области, которые к нам присоединяются, — рассказал спикер городского парламента Владимир Платонов. — Это был город Троицк. Закон все они прочли, но вопросов остается много. И мы предложили создать рабочую группу по сотрудничеству и решению волнующих депутатов и жителей вопросов». Желание войти в состав этой группы высказали около десяти городских депутатов.